Никогда не соврет: ученые создали самый точный в мире термометр

термометр
Фото: Freepik | Инновация в области термометров ознаменовала собой значительный скачок в технологии измерения температуры на наноуровне

Необычное устройство работает по принципу популярных колец настроения, меняющих цвет в ответ на изменение температуры. Однако в отличии от этих безделушек, новая разработка ученых может определять градусы с микроскопической точностью.

Исследователи из Калифорнийского университета в Ирвайне добились значительного прогресса в области наноразмерных материалов, разработав новый тип термометра, способного измерять температуру в невероятно малых масштабах. Этот материал, который меняет цвет в зависимости от температуры, может найти применение в самых различных научных областях, пишет Knowridge.

Инновация в области термометров, созданная профессором Максом Аргуиллой и его командой, была подробно описана в журнале Advanced Materials и ознаменовала собой значительный скачок в технологии измерения температуры на наноуровне. Новый материал описывается как одномерное наноразмерное вещество, которое ведет себя подобно "микроскопическим кольцам настроения", как выразился профессор Аргуилла.

Эти крошечные термометры меняют цвет в ответ на изменение температуры, что позволяет проводить точную калибровку и получать точнейшие показания на наноуровне. Такой точный мониторинг температуры может помочь нам лучше понять процессы в таких областях, как биология и электроника, где температура играет решающую роль, считают авторы.

При создании этого материала были выращены кристаллы, которые при рассмотрении под микроскопом напоминают крошечные спиралевидные структуры, похожие на миниатюрные слинки, популярную игрушку из 90-х. Команда исследователей первоначально поставила перед собой задачу изучить реакцию материала на нагрев. Их эксперименты показали, что кристаллы последовательно меняют цвет при изменении температуры: от светло-желтого при крайне низких температурах до красно-оранжевого при более высоких, демонстрируя потенциал материала в качестве оптического термометра.

Для дальнейшего совершенствования технологии исследователи разработали метод получения наноразмерных образцов, используя клейкую ленту для отслаивания небольших кусочков от больших кристаллов. Эти наноразмерные термометры могут быть интегрированы в другие материалы или поверхности, что делает их универсальными инструментами для различных термочувствительных приложений. Это открытие представляет собой начало более широкого исследования наноразмерных материалов для охвата более широкого диапазона температур.

Потенциальное влияние этой работы очень велико, особенно в областях, где необходим точный контроль температуры, таких как диагностика заболеваний и контроль течения различных болезней. По мере продолжения исследований эти наноразмерные термометры могут произвести революцию в измерении температуры в небольших сложных системах, открывая новые возможности для медицинских исследований и других научных дисциплин.

Ранее Фокус писал о том, что ученые рассказали, какую жару может выдержать человеческое тело. Новое исследование показывает, что возможный предел может быть ниже, чем предполагают многие люди.

Также Фокус писал о трех неделях, ставших самыми жаркими в истории Земли. Исследователи считают, что глобальная волна жары, которая обрушилась на планету в июле 2023-го, стала самым жарких трехнедельным периодом за всю историю наблюдений.