Наряд вне очереди. Зачем взрослые люди воссоздают войну

Корреспондент Фокуса посмотрел на людей, которые переодеваются в солдат минувших войн, бегают и стреляют друг в друга

"Немцы уже в Крыму. Мы отступали к Балаклаве, через горы. Враг шел за нами с интервалом в час-полтора. Все солдаты в полной выкладке: несут на себе оружие, провизию, палатки. Погоня длилась двое суток, сам бой – минут пятнадцать", – потягивая какао на веранде киевского кафе, вспоминает Олег Павлов события этой весны. Павлов – учредитель запорожского военно-исторического клуба "Воин", а отступление в Крыму – реконструкция событий 1941 года. "На таких меро­приятиях узнаешь о войне то, чего нет в учебниках истории", – говорит реконструктор.

С каждым годом в Украине проходит все больше таких реконструкций. Только за последние месяцы любители изучать историю не по книгам отбивали атаку фашистов под Киевом, шли парадом по Одессе, воссоздавали бой дивизии СС "Галичина" с Красной Армией под Бродами и удерживали высоту на реке Сейм в Конотопском районе.

Договорной бой

Все началось почти 200 лет назад, в Ватерлоо. После разгрома наполеоновских войск жители окрестных сел облачались в мундиры погибших солдат и устраивали нечто вроде костюмированных карнавалов. С тех пор реконструкция военных действий превратилась в хобби, популярное во всем мире. Битву при Ватерлоо воссоздают до сих пор: в эти места съезжаются сотни энтузиастов из разных стран и имитируют сражение – с пальбой из пушек, кавалерийскими атаками и рукопашным боем. Алексей Колесник, член киевского военно-исторического клуба "Выстрел", в роли французского пехотинца побывал на юбилейной реконструкции наполеоновской битвы в 1995 г.

"Все как в 1815-м: воскресенье, ночью прошел дождь, днем – солнце, раскисшая грязь, – рассказывает он с благоговением. – Собралось больше пяти тысяч участников и сорок тысяч зрителей". Особенно запомнились Колеснику кавалеристы из Новой Зеландии, прибывшие в Бельгию со своими лошадьми.

В Украине реконструируют в основном события Второй мировой войны. "Я не надеваю форму наполеоновского солдата или казачью одежду – мне эти эпохи не интересны. Для меня важна война, в которой воевали и погибли мои деды", – объясняет Владислав Таранец, руководитель "Красной звезды" – крупнейшего в Украине военно-исторического клуба. В этой организации около двухсот человек и армейская иерархия: есть командиры, начальники штабов, рядовые. Солдаты выполняют приказы старших по званию, а те, кто не соблюдает субординацию, отсеиваются. Новобранец сам выбирает, в каких войсках служить и на чьей стороне. Никаких формальностей: артиллерист учится заряжать гаубицу, пехотинец – окапываться, связист – налаживать связь. "Можно и в десантники пойти – хоть Красной Армии, хоть Вермахта. Но тогда уж нужно прыгнуть. В эти подразделения обычно идут те, кто отслужил в ВДВ", – рассказывает Дмитрий Кузьменко, вице-президент "Красной звезды", а в "мирное время" – начальник службы безопасности компании "Мироновский хлебопродукт". Без такого подхода, отмечает он, военно-историческая реконструкция превратилась бы в костюмированный пикник на природе.

Сражение проходит по сценарию, основанному на реальных событиях. Участники заранее оговаривают ход боя, в том числе потери. "Сложно убедить людей умереть в самом начале, – говорит Владислав Таранец. – Представьте: бой продолжается, а вам нужно лежать в бурьянах".

Сегодня "Красная звезда" проводит мероприятия, не уступающие по размаху реконструкциям битв при Ватерлоо и Аустерлице: к боям подключают корабли ВМФ и даже авиацию. "Мы постоянно развиваемся. Сейчас мне нужно раздобыть деньги на танк, точную копию немецкой "Пантеры", – говорит руководитель клуба. В свободное от войны время он занимается бизнесом, который позволяет вкладывать в любимое дело – организацию военно-исторических фестивалей.

Реконструкция – удовольствие затратное, покрывать часть расходов удается за счет участия в киносъемках. Сотрудничество взаимовыгодное во всех смыслах: пушки, 20 лет простоявшие без дела на киностудии Довженко, сегодня участвуют в боях – пусть и стреляют холостыми. В место условного попадания снаряда закладывается взрывчатка, в результате – полная имитация боевого залпа.

Вперед – в прошлое

Чтобы перенестись в прошлое и ощутить себя красноармейцем или немецким солдатом, реконструкторы с дотошностью историков воссоздают в лагере атмосферу 1940-х: из питья – только вода и квас, никакой пластмассовой посуды, вместо сигарет – "козьи ножки". Правильный реконструктор, обнаружив, что у него промокли спички, не поддастся соблазну прикурить от китайской зажигалки.

Недавно Алексей Колесник с группой из 12 человек ходил в поход: отрабатывал навыки маскировки и передвижения. Инженер по образованию, Колесник – командир разведвзвода 45-й стрелковой дивизии на Великой отечественной войне, а также командир Изюмского гусарского полка в наполеоновских битвах и в Первую мировую войну. Еще заглядывается на войну во Вьетнаме, но пока не рискует углубляться. "Боюсь, что из дому выгонят, – смеется Алексей. – Уже весь шкаф забит военщиной. Жена говорит, что у меня вещей больше, чем у нее с дочерью". Супругу можно понять: только для Колесника-гусара требуются кивер, фуражная шапка, кушак, две куртки (доломан и ментик), рейтузы-чикчиры, плащ, сабля и комплект ремней. А еще вальтрап (подкладка под седло), седельный чемодан и лядунка – патронташ кавалериста. "Кроме этого – палатки, котлы и много других вещей для проживания в лагере. Конечно, все должно быть антуражным", – говорит Алексей. Для соблюдения аутентичности гусарскую форму шьют вручную. Огонь разводят с помощью огнива. Аксессуары XIX века – от ножниц до подошвенных гвоздей – можно купить у рукодельников, которые съезжаются на мероприятия реконструкторов.

Олег Павлов из клуба "Воин" помимо реконструкции боев занимается производством военной формы – той, что была у солдат Красной Армии и Вермахта. "Хоть немецкую форму разрабатывал Хьюго Босс, советская была лучше: удобнее, проще, без излишеств", – говорит он. Сукно заказывают в России, пуговицы, а их более 15 вариантов, штампуют сами. Форму шьют по техническим условиям, заверенным Главным интендантским управлением Красной Армии.

Богдану из киевского клуба "Повстанец" реконструировать форму сложнее: в УПА не было тыловых управлений и четких стандартов одежды. Солдаты носили три вида формы: гражданскую, самошитую и трофейную. "Нас интересует самошитая. Есть много фотографий, касающихся 1946–1949 годов. По 34–44 годам – почти нет, – говорит Богдан, – приходится восстанавливать картину по крупицам: что-то в интервью вычитаем, где-то логику подключим".

Кинокритики

Реконструкторов с их страстью к одежде минувших эпох можно было бы заподозрить в цисвестизме – болезненной страсти к переодеванию, если бы не еще большая их страсть – изучение военных хроник, архивов и мемуаров.

"Ни один профессор не копается в истории так дотошно, как заядлые реконструкторы", – уверяет Антон, 25-летний член клуба "Воин". Он часами может рассказывать о преимуществах и недостатках пулемета Шпагина перед немецкими аналогами, производстве кирзы для солдатских сапог и специфике пехотных атак. Абсолютно все реконструкторы возмущены обилием ляпов в фильмах о войне. "Предстояние" Михалкова вызывает особую ярость. "На немецких танках торчат флажки. Этого не могло быть – знамя клали на моторное отделение, чтобы авиация видела своих", – возмущается Владислав Таранец. Он, как и многие другие реконструкторы, консультирует кинорежиссеров, снимающих фильмы или сериалы о Второй мировой, но, увы, те не всегда прислушиваются к советам.

Впрочем, не исключено, что с развитием движения реконструкторов потребность в военных фильмах вовсе отпадет – наблюдать сражение воочию интереснее, чем на экране. Ближайший бой состоится 7 ноября в Музее "Пирогово", а в будущем реконструкторы мечтают воссоздать освобождение Киева – легендарное форсирование Днепра.

Евгений Сафонов, Фокус