Старый новый гоп. Гопники становятся новыми героями масскульта
Кепка, спортивные штаны, пиво и специфический сленг – гопник возвращается в искусство и становится новым культурным героем
"Сышишь, Вася, ну шо ты гонишь? Ты во, зацени мою новую мобилу!" – словарный запас жителя одного из дворов в столичном Шевченковском районе Андрея может соревноваться с лексиконом Эллочки-Людоедки из романа "12 стульев". Впрочем, жить ему это не мешает – друзья понимают буквально с полуслова, причем, как правило, полуслова нецензурного. Андрей одет в черный спортивный костюм с лампасами, на голове неизменная кепка. На мой осторожный вопрос, где он работает, весело гогочет и подмигивает "пацанам". "А я пока не определился еще! – отпивает большой глоток из почти опустевшей бутылки пива. – Не, ну а шо?"
Свои среди чужих
Украинский актер, телеведущий, шоумен и музыкант Антон Мухарский со своими единомышленниками в противовес официальным символам Украины – мультяшным героям Спрытко и Гарнюне, призванным представлять страну иностранцам в рамках проекта "Умикни Україну", – придумали и недавно представили альтернативных персонажей – Гопуню и Повийку. Также они планируют создать анимационный сериал и книгу комиксов в которых Гопуня и Повийка откроют туристам Украину без прикрас. "Главными персонажами проекта стали представители наиболее маргинальных, с точки зрения культурного человека, слоев общества – гопник и проститутка, но именно они и воплощают украинскую реальность", – считает шоумен.
Мухарский, основатель и идейный вдохновитель Союза вольных художников, в начале года презентовавший в малой галерее "Мистецкого арсенала" художественную выставку "Воля або смерть", на теме гопников и так называемых жлоб- и гоп-арта съел не одну собаку. Собственно, проект "Воля або смерть" посвящен именно гопникам – по мнению, художников, принявших участие в выставке, этот персонаж лучше всего отражает состояние украинского общества.
Заодно с Мухарским и целая плеяда украинских художников, увлеченных образом гопника – Стас Волязловский, Роман Минин, Иван Семесюк и другие. Каждый из них видит его по-своему – например, в некоторых эксцентричных работах Волязловского акцент сделан на мелком криминалитете и его атрибутах. Художник даже выдумал для этого жанра отдельный термин – шансон-арт. А на картинах Ивана Семесюка гопник – это здоровенный детина в "семейках" в горошек с бутылкой пива или "пацанчик" с сигаретой в руке, сидящий на корточках во дворе среди голубей.
Киевский художник, иллюстратор и арт-директор Андрей Ермоленко уже давно очарован гопнической эстетикой. Именно простые парни "с района" или "пацики", как он их называет, являются объектом его изучения и героями картин. "Это антигерои нашего времени. Они политически и социально неактивный слой общества. Болтаются по району, могут кого-то "на бабки выставить", "пиваса" попить, неформалу в "дюндель" дать. Или пригласить девушку в кино и громко хихикать, комментируя "кинчик", – характеризует своих персонажей художник.
По наблюдениям Ермоленко, образ гопника сегодня активно популяризируется: "Даже сериал вышел, и там все так чинно, благородно, нормальные чувачки с района, которые живут рядом с нами, но они не плохие, они хорошие – "не я такой, жизнь такая!".
Сериал "Реальные пацаны" рассказывает историю простого "пацана" Коляна из Перми, который, чтобы спастись от тюремного заключения, соглашается на участие в реалити-шоу. Так, зрители знакомятся с его друзьями – механиками Антохой и Вованом, а также вникают в непростую жизнь парня "с района".
Автор идеи и сценарист "Реальных пацанов" Антон Зайцев относится к своему детищу очень серьезно, а слово "гопник" по отношению к героям фильма считает обидным. "Этот сериал о том, что я знаю, о тех, с кем я общался, о том, какой я есть, – говорит он. – Это часть моей жизни – примерно с подросткового периода до 20 лет. Об этом я и мои коллеги-соавторы рассказываем".
Мои попытки выяснить, как сами представители "маргинальных слоев общества" относятся к тому, как их изображают в разных сферах культуры, а также чем они интересуются, увенчались весьма лаконичными ответами. "Слушаем больше электронную музыку. Шо смотрю? Все подряд смотрю. О, я знаю, шо я смотрю, – "Нашу Рашу" я смотрю. Я шо читаю? Я не читаю. Играю в разную хрень. Контр-страйк, например", – сообщил мне житель столичного Соломенского района Владимир. Его приятель – "интересный чувак", по определению самого Владимира, – поклонник сериала "Реальные пацаны" и считает, что "та ну нормально, реальная жизнь! Жизненный сериал".
Эта музыка будет вечной
Интересуют гопники и украинских писателей. Например, у Сергея Жадана практически в каждой книге такие персонажи водятся в изобилии. В последнем романе любимца читающей публики – "Ворошиловград", с презентацией которого писатель сейчас разъезжает по украинским городам, гопники выписаны с некоторой долей ностальгии и даже нежности. Они символизируют собой эпоху – жестокую, смешную и абсурдную одновременно.
Солист группы "ТНМК" Фоззи в своих книгах "Ели воду из-под крана" и Winter sport рассказывает трогательные, забавные, местами трагические истории из жизни все тех же жителей харьковский спальных районов. У него они обычные люди, пытающиеся в меру возможностей строить свои судьбы, устраивать личную жизнь и решать финансовые проблемы.
А известного украинского писателя Анатолия Днестрового, автора уже ставшего классикой романа "Пацики", в котором описывается жизнь западно-украинских гопников, представители "районной фауны" интересуют в первую очередь как явление социальное. "Социальное, особенно социальный трэш как ресурс или материал для творчества, всегда имело и будет иметь большое значение, потому что оно показывает человека в критических, граничных, непривлекательных состояниях", – пускается в пространные объяснения актуальности образа гопника писатель.
В начале апреля в Харькове состоялась презентация нового альбома знаменитого харьковского фотографа Бориса Михайлова, живущего в Германии. Фотохудожника с мировым именем всегда волновала тема среды обитания человека, обывателя. Живя за границей, Михайлов приезжает снимать в страны СНГ, в том числе в Украину. Материал для нового альбома "Чай. Кофе. Капучино" 72-летний мэтр снимал преимущественно на родине – в Харькове. Со страниц альбома в числе прочих смотрят пустыми глазами те самые простые "пацаны с района".
Ирина Навольнева, Фокус