Украинцы бросились учить иностранные языки всеми доступными способами

Под диктат времени украинцы бросились восполнять обидный пробел в образовании – учить иностранные языки

Когда-то еще в университетские времена одна моя однокурсница пыталась получить пятерку по английскому. Основными заданиями традиционно были пересказ текста, его чтение и перевод на русский. И вот преподаватель заметил, что студентка все время куда-то подглядывает. Выяснилось, что девушка читала нужные фразы с листка, исписанного русской транслитерацией.

Бессилие науки
Эта смешная история показывает отношение к инязу в непрофильных заведениях, где большинство студентов могут похвастаться высокими оценками по иностранному, но лишь единицы способны говорить на нем и понимать собеседника.

Многие обвиняют в этом устаревшую с советских времен систему преподавания, которая никак не поспевает за развитием технологий и растущими требованиями к специалистам разных областей. Но ведь с той поры прошло уже немало времени, мы отчаянно стремимся в Европу, осваиваем зарубежные рынки, открываем представительства иностранных компаний – что вроде бы должно стимулировать эффективные методики преподавания иностранных языков. Да и образовательных реформ было как будто бы достаточно. Тем не менее большинство сограждан за границей превращаются в глухонемых, изъясняющихся с помощью жестов и десятка исковерканных английских слов.

По словам Марии Сергеевой, преподавателя английского с шестилетним стажем, члена научного проекта REDES (Research Development of Empirical Studies), все дело в том, что умение говорить, к примеру, на английском языке, преподносится как знание, а не как навык. Но знания нужны для того, чтобы уметь рассказать о языке, навык же – чтобы говорить на нем.

С этим утверждением согласен и Тони Хаббард, менеджер учебного и экзаменационного центра Британского совета (British Council), отметивший тот факт, что сохранившаяся в украинских школах система преподавания нацелена лишь на изучение грамматических правил и совершенно не дает возможности практиковаться и правильно их использовать.

Повзрослев, успешно окончив вуз и получив неплохо оплачиваемую перспективную работу, большинство из нас в той или иной ситуации упираются в обидный, раздражающий, а иногда и явно мешающий языковый барьер. Кто-то – в путешествии, кто-то – на стажировке. А кто-то просто не желает слыть неучем среди продвинутых знакомых, бегло говорящих на каком-либо из языков. И тем обиднее, что речь идет о самых ходовых языках.

Сначала – на родном

Существуют признаки, позволяющие отыскать качественные языковые курсы и не переплачивать

Придя в учебный центр или к частному репетитору, следует расспросить, на сколько часов рассчитана одна ступень, по каким учебным материалам будут проходить занятия и не возникнет ли в дальнейшем необходимость дополнительных платежей. У преподавателей обязательно должен быть подробный учебный план с перечнем всех разделов, расписанный по часам: его наличие говорит об отработанной и эффективной методике преподавания. Перед определением новичка на учебный курс или подуровень его знания проверяются с помощью бесплатного теста. Нелишне поинтересоваться письменными рекомендациями слушателей. Если таковые имеются, стоит связаться по указанным контактам: липа обнаружится сразу. И еще одна важная деталь: информация о действительно хороших курсах и преподавателях распространяется не с помощью рекламы, а благодаря сарафанному радио – через бывших слушателей, довольных результатами.


Распутье

Сейчас перед желающими выучиться чужому языку открывается большое разнообразие: курсы, самоучители, занятия с персональным репетитором и так далее. Что выбрать – зависит от того, сколько сил и средств готов потратить изучающий. Ну и от желаемого результата. Если это минимум – можно выбрать, к примеру, метод 25-го кадра или что-то наподобие его, из области фантастики.
– Такие туманные методы помогут вам выучить английский так же, как шорты для похудения – похудеть, – уверена Мария Сергеева, которая специализируется на индивидуальных занятиях и очередь к которой расписана едва ли не на полгода вперед.

Когда у экономиста одного из столичных банков Елены Куринной возникла профессиональная необходимость подтянуть английский, она выбрала самый распространенный сегодня способ: групповые занятия на курсах.
– Когда осваиваешь речевые приемы и грамматические обороты, занимаясь в группе, то слушаешь речь соседа и быстрее доходишь до сути задачи. При этом очень быстро замечаешь чужие ошибки, – рассказывает Елена. – Думаю, на индивидуальных занятиях такого эффекта не возникло бы, потому что не каждый осмеливается перебить преподавателя, а вопросов возникает куча. Я сначала пыталась самостоятельного учить язык, но тут главное – самоорганизация, и у меня, к сожалению, это не получилось.

Основное преимущество занятий в группе – практическая проверка усвоенного, возможность сопоставления своих достижений с успехами других слушателей. Кроме того, некоторые учебные центры, например, при Британском совете или Гете-Институте, имеют лицензированное право проведения специальных экзаменов на получение международных сертификатов. Они подтверждают уровень владения языком и дают право поступать в заграничные вузы или легально работать за рубежом.

Материальные затраты на посещение таких курсов смело можно отнести к средним: они больше, чем расходы на самостоятельное изучение языка, но значительно меньше, чем на индивидуальные занятия с репетитором.

Стоимость одного подуровня (на него на разных курсах уходит от 45 до 90 академических часов), по окончании которого нельзя говорить о явном знании языка, колеблется в пределах 1000–2800 грн. Это без учета цены комплекта учебных пособий, которая обычно не превышает 200 грн.

Важные единоличники
Гораздо больше придется заплатить частному репетитору. К ним обычно обращаются те, у кого ненормированный рабочий день, кто не имеет возможности вписываться в жесткое расписание групп, но готов оплачивать индивидуальный преподавательский подход и максимальное внимание к собственной персоне со своими особенностями восприятия информации. В общей сложности один подуровень таких занятий обойдется примерно в двукратную сумму по сравнению с расходами на посещение курсов – разумеется, без учета стоимости учебных пособий (известны случаи, когда персональные учителя брали за 90-часовую ступень 10 тыс. грн.). Квалификация преподавателя сама собой разумеется, однако и здесь результат прямо пропорционален усидчивости ученика. Кроме собственно занятий, обязательна самостоятельная работа по часу-два в день. Если слушатель выполняет это условие, то, начав с нуля, после девяносточасового курса он сможет понять английскую речь где-нибудь на улице в Йоркшире.

Нередко услугами персональных преподавателей пользуются VIP: помимо непубличности занятий и гибкости графика, преподаватель может предложить и непосредственный выезд к слушателю – хоть на дом, хоть на работу. И если занятия с особо важными клиентами сулят учителю значительную прибыль, они требуют также и особых условий.
– Главное, что нужно помнить о VIP: это не те люди, которые будут тратить время на ваши занятия просто потому, что вы человек хороший, – говорит Мария Сергеева. – Они быстро раскусят непрофессионала и не будут с ним церемониться. В отличие от многих других клиентов, эти люди изначально смотрят на вас не как на преподавателя, а как на человека, предоставляющего им определенные услуги. Они не экономят на профессионале, четко понимая, за что платят, но и не станут тратить лишние деньги на бог весть кого.

– При всех преимуществах персональных занятий с репетитором – казалось бы, что может быть лучше, чем безраздельное внимание преподавателя! – заведующий языковыми курсами и экзаменами Гете-Института Игорь Бердников настаивает на том, что наилучший вариант для изучения языка – занятия в группе. С ним согласен и Тони Хаббард из British Council:

– На индивидуальных занятиях можно чуть быстрее выучить язык, но возможность практики при этом резко снижается, а на групповых занятиях вы будете общаться минимум с 5–10 слушателями.

Две тысячи и одна ночь
Если нужно максимально сэкономить на изучении языка, можно вообще ни к кому не обращаться и приступить к самостоятельному штудированию. В этом случае обучение будет стоить ровно столько, во сколько обойдутся все учебные пособия, книги и диски. Минусы такой экономии – продолжительный срок обучения, трудности с правилами грамматики и невозможность проверить свои знания. Зато самостоятельная работа – прекрасная проверка силы воли. Что, впрочем, в интересующем нас контексте – сомнительная надобность.

Студент Киевского славистического университета Алексей Беляев, кроме изучаемых по программе чешского и английского, самостоятельно учит испанский. Алексей уверен: прежде чем учить любой язык, нужно в него влюбиться.
– Достоинство самостоятельного изучения языка – это удовлетворение от личных побед, – говорит Алексей. – А главный недостаток заключается в том, что на понимание чего-то сложного нужно потратить гораздо больше времени, чем при занятиях с преподавателем.

Алексей уверен, что полностью освоить чужой язык не может никто: его необходимо учить всю жизнь, открывая для себя новые речевые формы, обороты и нюансы.

Не особо утешительно и мнение г-на Хаббарда, который уточняет: путь от уровня "чайника" до грамотного знатока английского займет не менее 2 000 часов усердных занятий (сравним: неделя насчитывает всего 168 часов).

Если говорить о втором по популярности среди изучаемых языков в нашей стране – немецком, то для хорошего овладения им потребуется 1050 часов.
– Если вы поставили цель выучить немецкий язык до уровня С (самый высокий для немецкого, согласно общеевропейской классификации владения иностранным языком. – Фокус), находясь в Киеве, вам на это понадобится от 3 до 4 лет, хотя на интенсивных курсах Гете-Института в Германии этот же объем можно пройти за год, – подытожил Игорь Бердников.

Какой бы язык для изучения вы ни выбрали, главное – постоянная работа плюс терпение и усидчивость. К такому общему знаменателю несложно привести мнения всех собеседников Фокуса. Трудно – взять и выучить. Но если мы не хотим краснеть в приличном обществе, придется попотеть.