Би-би-си: Необъяснимая катастрофа Superjet-100 в Индонезии
Авиационные эксперты не могут объяснить катастрофу авиалайнера Superjet в Индонезии. Это был проверенный самолет, предназначенный для демонстрационных полетов, и им управлял опытнейший экипаж. Но среди версий чаще звучит все-таки "человеческий фактор".
Катастрофа нового российского пассажирского авиалайнера Sukhoi Superjet SSJ 100 в Индонезии во время показательных полетов поставила экспертов в тупик - по той информации, которая доступна спустя несколько часов после аварии говорить о возможных причинах решаются немногие.
С одной стороны, как утверждают в корпорации "Сухой", это был технически исправный самолет, борт, предназначенный именно для демонстрационных полетов.
Им управлял экипаж, в составе которого были летчики, испытывавшие "Суперджет", более того - хорошо знающие именно эту конкретную машину.
Наконец, SSJ-100 - действительно современный лайнер, оснащенный системами, позволяющими предупредить заранее о возможном столкновении с горой.
Вместе с тем, эксперты все-таки склоняются к тому, что причиной скорее всего стал человеческий фактор. Только предположить, кто совершил ошибку - пилот, диспетчер или тот, кто готовил план полета - пока никто не решается.
Традиционные причины любой авиакатастрофы - человеческий фактор и техническая неисправность.
О возможных неполадках "Суперджета" после катастрофы не поступило ни одного сообщения, не говорят об этом и эксперты.
Однако единого мнения о том, чья ошибка могла привести к катастрофе, также нет.
Известный пилот, герой России Магомет Толбоев в интервью "Коммерсант-FM" сказал, что, по его мнению, главной причиной такой катастрофы, скорее всего, стала плохая организация полета в сложнейших условиях гористой местности.
"Руководитель экспедиции, кто руководил, куда летели, зачем летели, для чего летели – все должно быть просчитано, ведь это же государственный имидж", - сказал он.
Однако, как рассказал Би-би-си заслуженный пилот России, летчик-испытатель Михаил Марков, на самом деле обвинять во всем группу, которая занималась подготовкой полета, не совсем правильно - ошибки в такой ситуации можно найти всегда.
"Предварительная подготовка, допустим, транспортного экипажа, который выполняет полет из пункта "А" в пункт "Б" естественно предусматривает все то, что его ждет: горная местность, не горная, как будет работать навигационная система, стандартный перечень вопросов. Но, если мы говорим о безопасности полетов, ни один вопрос "пощупать руками" нельзя", - сказал он.
"Всегда потом можно обвинить - вы не до конца, не так глубоко пропахали тему, не предусмотрели все варианты развития событий", - сказал Макаров.
SSJ-100 выполнял второй за сутки демонстрационный полет в районе столицы Индонезии Джакарты.
Связь с ним была потеряна, после того как в районе горы Салак экипаж запросил разрешение на снижение с высоты 10 тысяч футов, или трех километров до 6 тысяч, что составляет примерно 1,8 километра.
Разрешение от диспетчера на такое снижение он получил.
Спустя несколько часов поисковая группа на вертолете обнаружила и сфотографировала место столкновения с горой. Оно находится примерно на высоте полтора километра, и для того, чтобы перелететь вершину "Суперджету" не хватило нескольких десятков метров.
Военный летчик Игорь Сулим, комментируя катастрофу "Суперджета", сказал, что, в каждом полете устанавливается минимальная высота полета, ниже которой пилот не имеет права опускаться.
"Учитывается превышение гор над уровнем моря, закладывается фактор возможной ошибки летчика, довольно много факторов. Когда летчик выполняет полет, то ниже этой высоты он не имеет права снижаться, это просто-напросто запрещено", - сказал пилот.
Однако пока официально не было объявлено, мог ли, согласно плану полета, экипаж снижаться до такой высоты.
Член правления Всемирного Фонда безопасности полетов Валерий Шелковников рассказал Би-би-си, что сейчас судить о том, что произошло в небе над Джакартой невозможно, можно лишь перечислять факторы. Одним из таких факторов он назвал погоду.
"В этом районе, где он находился, возможны кучевые дождевые облака вертикального развития", - сказал он, отметив, что пока что нет информации о том, что "Суперджет" мог попасть в такое облако.
Между тем из Индонезии уже после катастрофы поступала инфоромация о том, что поиски места катастрофы осложнены низкой облачностью.
Sukhoi Superjet SSJ 100, хотя и не был единственным самолетом, полностью разработанным и построенным в России после развала СССР, стал единственным проектом, который был запущен в серийное производство.
Самолет называли символом возрождения российского авиапрома, надеждой на его полное восстановление.
Создавали его с помощью иностранных компаний - авионика, двигатели, электроснабжение, гидравлика и многое другое в нем разрабатывалось иностранными партнерами Объединенной авиастроительной корпорации.
Проект не раз критиковали за слишком долгое развитие - о начале работ было объявлено в 2000 году и тогда проект назывался RRJ - Russian Regional Jet. Сам самолет некоторые называли слишком тяжелым, выдвигали и другие претензии.
Тем не менее различные международные компании уже заказали себе 244 "Суперджета", а российский "Аэрофлот" и армянская "Армавиа" уже используют их. Обе компании уже объявили, что не станут приостанавливать полеты своих SSJ.
Как полагают эксперты, катастрофа, хотя и станет чувствительным ударом по самолюбию российских авиапроизводителей, вряд ли скажется на продажах этого лайнера.
Даже сообщения российских СМИ со ссылкой на индонезийскую прессу о том, что местная компания Kartika Airlines, собирается отложить закупку этих лайнеров они восприняли скептически, отметив, что даже если это так, скорее всего, это простая формальность, и переговоры возобновятся по окончании расследования.
Представитель компании "Сухой" сказала Русской службе Би-би-си, что вечером 10 мая компания пока не получала никаких официальных уведомлений о подобных решениях партнеров.
Источник: Русская служба Би-би-си