Карта мира. Легкость бытия. Путешествие в Мадрид

Побывав в Мадриде, журналист Ольга Вальчишена насчитала как минимум пять способов пережить кризис по-испански

Может ли поездка в метро в час пик быть расслабляющей и приятной? Может, если вы находитесь в столице Испании. В местном общественном транспорте вы не заметите ни давки, ни духоты: даже мамы с колясками и студенты с велосипедами без проблем заходят в вагоны и спокойно садятся, наслаждаясь прохладным кондиционированным воздухом. И не только потому, что в мадридском метрополитене в пять раз больше станций, чем в киевском, при одинаковом населении этих городов. А еще и потому, что уровень безработицы в Испании среди молодежи зашкаливает за 50%, и многим горожанам просто некуда спешить.

Об экономическом кризисе в Мадриде не дают забыть постоянные акции протеста на центральных площадях: бастуют шахтеры и госслужащие, учителя и студенты. Свое несогласие с политикой правительства испанцы выражают куда более агрессивно, чем украинцы: нередки стычки с полицией, а здания министерств в Мадриде напоминают бастионы с трехметровыми заборами. Но когда проф-
союзы сворачивают транспаранты, а с улиц сметают тысячи листовок, город возвращается к своей обычной жизни, полной маленьких радостей. Ведь толком грустить и печалиться испанцы не умеют: даже те, кто живет на пособие по безработице, умудряются излучать жизнелюбие и оптимизм.

Способ 1: все — в сад
С наступлением темноты плотность потока прохожих на мадридских улицах увеличивается раза в три. Солнце садится здесь довольно поздно, около 22.00, и к этому времени Мадрид наполняется голосами, музыкой и громким смехом. Общение и пребывание на свежем воздухе — обязательная часть испанского образа жизни. Начать приобщаться к нему лучше всего с поражающего имперским величием парка Ретиро или садов Сабатини возле королевского дворца, благоухающих цветущими магнолиями.

Надышавшись пьянящими ароматами тропических цветов, можно пешком дойти до центральной площади Puerta del Sol — центра ночной жизни столицы. Кафе и бары работают до 2-3 часов ночи, и до этого времени Мадрид бурлит, галдит и звенит бокалами. В пятницу и субботу социальная активность испанцев достигает своего апогея, но даже в начале рабочей недели кафе и бары до отказа заполнены людьми.

Цены на выпивку в мадридском общепите демократичные: бокал сангрии или красного вина Rioja стоит на наши деньги 19–20 грн., бокал пива — около 15 грн. Но для тех, кто живет на пособие по безработице, даже такие расходы могут показаться чрезмерными. Поэтому немало молодых мадридцев вечером оккупируют живописные лужайки и скверики. Усевшись в круг, они спокойно распивают купленную в суперкмаркете сангрию и даже смешивают коктейли с крепким алкоголем. В Европе редко встретишь пьющих на улице — такая картина вызывает ассоциации скорее с украинскими реалиями. Но у испанцев пить на улице получается более культурно — пластиковые стаканчики и пустые бутылки, как правило, все же выбрасывают в урны.

Способ 2: тапас и торрезнос
Испанская кухня способна развеять даже самую сильную хандру. Разве можно грустить, если тебе постоянно приносят что-нибудь вкусное, причем совершенно бесплатно? Испанский король Альфонсо X, правивший в XIII веке, не зря получил прозвище Мудрый. Его указ обязательно сопровождать едой каждый стакан вина, заказанный в трактире, чтобы люди не сильно пьянели, породил культуру закусок тапас, которая не позволит вам остаться голодными, даже если в кармане пусто.

Традиционные тапас — это оливки, сыр или сыровяленый хамон. В некоторых мадридских кафе также бесплатно приносят чипсы и орешки. За небольшие деньги можно заказать и что-нибудь более изысканное, например, пинчос — маленькие канапе с рыбой или морепродуктами, картофельные крокеты со всевозможной начинкой. Особо порадовать украинцев могут торрезнос — местный аналог шкварок из жареного бекона.

Способ 3: быстрее, выше, сильнее
Мадрид — один из самых удобных европейских городов для занятий спортом. Здесь 40 парков, и почти везде есть спортивные площадки с тренажерами на свежем воздухе. Мадридцы пользуются этим в полной мере: и в будни, и в выходные парки заполнены бегунами, роллерами, велосипедистами, йогами. Здесь можно арендовать велосипед, каноэ или лодку. Впрочем, если присмотреться, испанцы не особо усердствуют по части нагрузок. Для многих воскресная утренняя пробежка — это не спорт, а скорее способ пообщаться с друзьями и узнать последние новости.

Способ 4: я — испанец
Массовые антиправительственные акции плавно переходят в эйфорию всеобщего патриотизма и восхищения свой страной, как только мадридцам представляется возможность поболеть за любимый клуб Real Madrid или за национальную команду. Самая популярная речевка незатейлива: Yo Soy Español, Español, Español! Она переводится как "Я — испанец" и распевается на мотив "Калинки-малинки". В этом кличе чувствуется и гордость за свою историю — ведь были времена, когда Испания правила половиной мира, — и любовь к монархии, которая здесь парадоксально сочетается с симпатиями к левой идеологии.

А поскольку сборная Испании выигрывает часто, постоянный приток позитивных эмоций обеспечен. Первое место на Евро-2012 в Мадриде отмечали как сельскую свадьбу: три дня и три ночи продолжались танцы в фонтанах, не смолкали песни и гудки автомобилей.

Способ 5: made in Spain
Футбольный патриотизм соединяется в испанцах с экономическим: здесь презирают импорт и превозносят все отечественное. В отличие от многих европейских стран, Испания может похвастаться доступной обувью и одеждой, которая производится внутри страны. Парой испанских туфель и кожаной сумкой местного производства можно обзавестись, прогуливаясь по узким улочкам уютного района Чуека, где находятся десятки небольших магазинчиков местных мастеров.

В продуктовых сетях вы тоже вряд ли найдете импорт: даже бананы здесь свои, с Канарских островов. Испанцы верят в отечественного производителя и готовы убеждать в превосходстве своих продуктов всех приезжих. Этот культ — движущая сила местной экономики. Как и каждый гол сборной в ворота соперников, каждая проданная туристам бутылка вина рождает веру, что и экономические победы Испании тоже не за горами.

Ольга Вальчишена, Фокус