Моделируя пространства

В 21 год рано подводить итоги — в этом возрасте все только начинается. Сегодня херсонская "Школа гуманитарного труда" вступает в свое совершеннолетие одним из лучших средних учебных заведений Украины, ведь только здесь с легкостью настоящего творца умеют создавать идеальные пространства, центрами которых являются дети

Related video

В переполненном зале Академического областного музыкально-драматического театра им. Кулиша гаснет свет, публика замирает на вдохе и на два часа переносится в другую Вселенную. Там царит творчество такого эмоционального накала и качества, что правильнее назвать его искусством. Его звезды — искрометный ансамбль народного танца и блистательные артисты мюзикла, эффектные актрисы и джазовый трубач, отличные хоровые коллективы и вокальные дуэты, которым покоряется любой музыкальный стиль. Добротные яркие костюмы и оригинальная хореография, хорошо поставленные голоса и красиво оформленная сцена, а главное, незаурядные таланты артистов приводят публику в восторг — она подпевает в голос, танцует в проходах, скандирует "Браво!", а в финале устраивает получасовую овацию. И это отнюдь не гастроли заезжих столичных знаменитостей или съемки очередного телевизионного талант-шоу, а "всего лишь" ежегодный праздник в честь основания школы. Все звезды потрясающего гала-концерта "Сочиняй мечту" — дети! Более того, все они ученики "Учебно-воспитательного комплекса "Школа гуманитарного труда" Херсонского областного совета". А немногие взрослые в сопровождении детей на сцене — их учителя, воспитатели и вчерашние коллеги, а ныне студенты Херсонского педагогического университета, Херсонского музыкального училища и Херсонского училища культуры. Все они вовлечены в процесс сотворчества. Причем участие детей может быть как непосредственным — артисты на сцене, так и опосредованным, ибо они выступают в качестве костюмеров, оформителей и помощников режиссера. "Главная задача педагога школы — сотворчество с учеником. Это может быть подготовка концерта или театрального спектакля, художественное творчество или написание реферата для МАН, создание электронной газеты или передачи для школьного радиоузла, — подчеркивает директор УВК "ШГТ" Артем Кияновский. — Ведь творчество и самодеятельность — главные условия развития личности, которая добивается побед и свершений во всех делах". Так не словом, а делом здесь поддерживают инициативу президента Украины, объявившего 2013 год годом детского творчества.

Пространство знаний
Почти сто лет назад гениальный ученый Дмитрий Менделеев заметил, что школа составляет "громадную силу, определяющую судьбу народов и государств, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования". Разделяя его мнение, педагогический коллектив школы и ее руководитель — заслуженный работник образования Украины, кандидат педагогических наук, член-корреспондент российской Академии педагогических и социальных наук Артем Кияновский — находятся в постоянно научном поиске, разрабатывая и внедряя новейшие образовательные и воспитательные методики. В результате рождается экспериментальная, авторская учебная программа, гарантирующая школьнику объемный багаж знаний. "Наша школа ориентирована на ученика, — подчеркивает Кияновский. — Вся ее система работает на то, чтобы в каждом ребенке открыть какой-то талант. Как скорость эскадры меряется не по флагманскому судну, а по последнему, так и мы ориентируемся на среднего ученика. Мы хотим, чтобы каждый ребенок получал внимание учителя, стремящегося выявить и развить его талант". Вот почему кроме обязательных дисциплин здесь изучают основы криминального права и процесса, основы философии, историю религии, греко-римскую мифологию, историю искусств, художественный труд, театр и хореографию. А английский, немецкий, русский и украинский языки преподают по программам спецшкол. Выбор предметов не был случайным. "Музейная педагогика, знакомящая детей с искусством и историей своего края, изучение музыки по системе Кабалевского, участие в театральных постановках и опыт творчества позволяют ребенку получать большее удовольствие от жизни. Ведь человек, который умеет понять красоту природы и художественного произведения, разбирается в античной мифологии и знаком с основами философии, это человек, живущий более богатой и полной жизнью. Так мы формируем не только базу знаний, но и вкусы наших учеников", — говорит Артем Кияновский.

Единое информационное пространство
Ни для кого не секрет, что среднестатистическая украинская школа, занимаясь в целом делом хорошим, безнадежно застряла в передовых убеждениях эпохи ликвидации безграмотности. При этом вне школьных стен ученики живут современной жизнью, наслаждаясь всеми благами информационной цивилизации, доступными благодаря компьютерам, интернету, мобильным телефонам и другим современным гаджетам. "Исследования говорят о том, что на формирование личности ребенка самое большое влияние оказывает семья, потом средства массовой информации и сверстники и только затем учителя. Однако сегодня школа может усилить свое влияние, обеспечив ребенку доступ к информации и включив информационные технологии в образовательный процесс", — замечает директор УВК. Именно поэтому тут не жалеют сил и средств для превращения гимназии в единый универсальный интерактивный комплекс. Сегодня помимо кабинетов информатики, интерактивных кабинетов с мультимедийными досками, информативного сайта (sgt.ks.ua) и радио, все передачи которого готовят сами дети, гордостью школы является библиотека, превращенная в информационный центр с электронным читальным залом. Это позволяет не только делать уроки более содержательными, облегчая усвоение материала и внося элемент развлечения, но и открывает новые революционные возможности. Ведь помимо доступа к лучшим научным и образовательным ресурсам интернета, тщательно отобранным преподавателям школы, дети получили возможность слушать лекции преподавателей лучших вузов мира, совершенствовать свои навыки аудирования по иностранным языкам, проходить тестирование и использовать другие элементы online-обучения.

Успешно решают в "Школе гуманитарного труда" и две главные проблемы, с которыми сталкиваются все учебные заведения при введении информационных технологий. "Мы учим детей воспринимать информацию критически, — акцентирует директор школы. — Конечно, для того чтобы научить их отделять зерна от плевел, необходимо системное образование, но очень важно сформировать у ребенка потребность разбираться в информации, учиться, осуществлять выбор и адаптироваться". А вторая проблема состоит в том, что часто сами учителя не готовы к широкому использованию новейших технологий. Однако преподаватели учебно-воспитательного комплекса любят сложные задачи — на базе школы разрабатываются и внедряются в практику новейшие методики обучения и воспитания детей. "Благодаря усилиям заместителя министра образования и науки, молодежи и спорта Украины Бориса Жебровского, который делает очень много для развития школьного образования, наши педагоги и ученики познакомились с уникальным опытом Винницкой физико-математической гимназии №17 по разработке и внедрению ИКТ в школьную жизнь", — отмечает директор УВК.

Наталья Кирьянова