Сила знаний. Каким будет высшее образование в Украине
В Украине продолжаются дебаты вокруг скандального законопроекта "О высшем образовании". Фокус выбрал самые спорные пункты документа, подготовленного депутатами-регионалами Сергеем Киваловым, Григорием Калетником и Николаем Сорокой
К комитетам Верховной Рады не протолкнуться — улица Банковая заполнена бойцами спецподразделения "Беркут" и студентами-активистами. Последние громко скандируют: "Мы за образование!" и поднимают транспаранты: "Требуем системных изменений" и "Нам учиться — нам и решать". На одном из плакатов — портрет Альберта Эйнштейна и подпись: "С 1187 даже у него не было бы шансов". Активисты уверены: если проект превратится в закон, в вузы вернется глобальная коррупция, бюджетные места будут ликвидированы, а власть над высшим образованием сосредоточится в министерстве. Двум альтернативным законопроектам студенты симпатизируют больше, так как те сохраняют академическую, кадровую и финансовую автономию вузов.
В здании комитетов начинается слушание "О законодательном обеспечении развития высшего образования Украины", на котором должен присутствовать и один из создателей законопроекта №1187 Сергей Кивалов. Однако он не появляется, и представители студенческих организаций показательно ставят на его стол три копилки в виде поросят. Объясняют это тем, что "депутаты подкладывают студентам свинью". На критику в адрес законопроекта отвечает заместитель министра образования Алексей Днепров. Он уверен: данный проект — то, что сейчас нужно Украине. "Документ сбалансирован, его можно принять в первом чтении, а уже после — вносить необходимые правки", — заявляет Днепров.
Фокус изучил резонансный законопроект и узнал, чего опасаются студенты и преподаватели.
В вузы вернут вступительные экзамены
Внешнее независимое оценивание знаний (ВНО) проводится в Украине с 2004 года. По мнению главы парламентского комитета по вопросам науки и образования Лилии Гриневич, его введение позволило решить проблему со взяточничеством. "Если сейчас вернуть экзамены, мы вернем в вузы коррупцию и сделаем практически невозможным поступление менее обеспеченных абитуриентов", — утверждает Гриневич. С ней согласен представитель гражданского движения "Відсіч", студент НПУ им. Драгоманова Илья Кротенко: "Вступительные экзамены — это возвращение связей и кумовства. Нет денег на взятку — нет образования".
Администрация вуза будет определять размер стипендии и количество получающих ее студентов
Сегодня порядок назначения и выплаты студенческих стипендий устанавливается правительством. Студенты высших учебных заведений III–IV уровня аккредитации (институты, академии и университеты) получают 730–790 грн., учащиеся техникумов и колледжей — 550 грн. В законопроекте указано, что стипендия должна быть не меньше прожиточного минимума. И все. Нет никаких социальных гарантий того, что определенное количество студентов будут получать эти выплаты. "Больше нет уверенности в том, что успешные студенты будут оценены по заслугам, — объясняет активист Илья Кротенко. — Администрация вуза может действительно выплачивать стипендию в размере прожиточного минимума, но при этом существенно сократить количество получающих ее студентов. Или же вовсе отдать весь стипендиальный фонд одному студенту, например, сыну ректора. Текст законопроекта это позволяет". Кроме того, контрактные студенты лишаются всяких гарантий того, что бесконтрольное повышение стоимости обучения невозможно.
Диплом украинского образца не соответствует международным требованиям
Несмотря на то что в законопроекте упоминается приложение к диплому европейского образца, в документе все же нет описания того, что должно в него входить. Нет упоминаний ни о Европейской кредитно-трансферной системе (была создана в странах — участницах Болонского процесса для обеспечения единой межгосударственной процедуры оценивания и сравнения результатов обучения, а также академического признания), ни о выборе студентами предметов, необходимых для получения специальности. По мнению Лилии Гриневич, огромной проблемой сегодня является и нострификация (процедура признания документов иностранных государств о высшем и послевузовском профессиональном образовании) иностранных документов. Президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит уверен, что в центре внимания сейчас — реформирование украинских университетов и интеграция украинской системы образования в западноевропейское и мировое академическое сообщество. Потому особого внимания требует и английский язык. "Украинская академическая среда, включая преподавателей и студентов, должна его выучить", — настаивает Квит.
Студент может быть отчислен из вуза за нарушение любых правил, установленных руководством.
Так, учащегося могут выгнать из университета за "невежливое поведение", возвращение в общежитие после 24.00, плагиат, неподходящий наряд или прическу. "Эти правила абстрактны", — считает Илья Кротенко и требует четких критериев отчисления, чтобы никого не могли лишать права на обучение из-за нарушения комендантского часа.
Министерство будет единолично разрабатывать и утверждать государственные стандарты высшего образования
Согласно проекту, вся власть сосредотачивается в руках ректора, которого назначает министр образования и науки. "Цель этого документа — укрепление управленческой вертикали, — говорит президент Киево-Могилянской академии Сергей Квит. — Управление вузом осуществляется в ручном режиме по схеме "от министра к ректору". Квит уверен, что авторы законопроекта используют современную риторику "автономии и самоуправления" с целью на самом деле избавиться от любых признаков академической свободы. Фактически современные вузы уже сейчас взаимодействуют с министерством по такой схеме, однако законодательно она может быть закреплена именно сейчас. Планируется ликвидировать Высшую аттестационную комиссию, которая занимается аттестацией научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации. Документ передает министерству все ее нынешние полномочия, среди которых и признание иностранных дипломов, и формирование специализированных советов по защите диссертаций. "С принятием такого закона вся власть будет в руках бюрократов: выдача лицензий и аккредитация вузов, контроль над финансовыми потоками", — утверждает Илья Кротенко.
Бюджетные места в вузах могут в любой момент сократить
За государственный счет, согласно проекту, смогут учиться не менее 51% студентов, принятых на первый курс бакалаврата. Однако из документа куда-то исчезло уточнение, что это 180 стипендиатов на каждые 10 000 населения. "В законопроекте №1187 это сформулировано таким образом, что дает возможность неограниченно уменьшать количество студентов", — говорит активист гражданского движения "Відсіч" Дмитрий Карпий. Между тем в одном из альтернативных проектов точное число бюджетников указано, а также предусмотрены бюджетные места для не менее чем 50% тех, кто уже бесплатно отучился в бакалаврате и поступает в магистратуру.
Ректор Киевского политехнического института Михаил Згуровский, принимавший участие в разработке альтернативного законопроекта, предлагает распределять государственный заказ в зависимости от того, куда идут по результатам внешнего оценивания сильные ученики. Кроме того, альтернативный документ вводит понятие "государственный грант", который может получить тот вуз, который выбирает сам абитуриент.
Экс-министр образования Станислав Николаенко уверен, что государственный заказ — один из тех китов, на которых держится система высшего образования, и именно на него сейчас стоит обратить максимум внимания. "Когда-то президент Хорватии сказал мне: "Не совершайте те же ошибки, которые когда-то совершили мы. Отменили бюджетные места, а теперь готовим инженеров в Италии за $25 000", — вспоминает Николаенко.
Ольга Шиленко, Фокус