Мятежные духом. Кто вывел на улицы турецких повстанцев
Против авторитарной политики премьер-министра Турции Реджепа Тайип Эрдогана плечом к плечу воюют вчерашние заклятые враги. Курды и турки, националисты и коммунисты, сунниты и алавиты не хотят превращения страны в исламскую республику
Житель Стамбула 23-летний Булут Онсу поднимает руку вверх, сжимает ладонь в кулак и что-то кричит. Спустя минуту в ряды демонстрантов врезается отряд хорошо экипированной полиции и выпускает слезоточивый газ прямо в протестующих. Пострадавших оттягивают назад. Булуту Онсу, как и многим другим, оказывают первую помощь — обрабатывают лицо самодельной смесью из воды и антиоксидантов.
Турция, страна, которая у многих ассоциируется с лазурными морскими берегами, системой all-inclusive, термальными источниками и древними памятниками, в самом начале сезона летних отпусков вдруг оказалась в центре революционных событий. Турция последних дней — это разбитые автомобили, шеренги полицейских с дубинками, водометы, резиновые пули, дымовая завеса слезоточивого газа и граждане, прячущие лица под противогазами. Оказалось, хватило одного неосторожного шага правительства, чтобы безобидный протест экологов, защищающих от вырубки стамбульский парк, перерос в антиправительственные демонстрации по всей стране. Фотографии безоружных граждан, которых полиция колотит дубинками и поливает слезоточивым газом, стали достоянием социальных сетей. Власти дали понять, что поблажек недовольным не будет. Народ возмутился, вышел на улицы и предложил отправить правительство в отставку.
Разгон экологов стал не просто поводом для протестов, но и последним пунктом в длинном списке претензий к нынешним властям. Премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана давно обвиняют в попытках поставить крест на светскости Турции, превратить ее в исламскую республику. Возмущаются неоднозначными реформами и репрессиями против оппозиционеров, а также планами изменить конституцию страны. В 2014 году Эрдоган хочет баллотироваться на пост президента и не прочь превратить Турцию из парламентской в президентскую республику. Оппозиционеры опасаются, что это станет возвращением во времена Османской империи, когда роль религии была доминирующей, а власть султана безграничной.
Фотогалерея: Пламя протеста. Турцию охватили массовые беспорядки
Теперь демонстранты готовы выставить Эрдогану счет и за попытку установить над страной авторитарный контроль. Под лозунгом "Правительство в отставку!" собралась разношерстная публика. А значит, недовольство властями пока перевешивает многолетние внутренние конфликты.
На пятый день протестов пожарные и мэр Антальи Мустафа Акайдын отказались давать полиции воду для разгона демонстрантов. Акайдын не является членом правящей Партии справедливости и развития. Возможно, поэтому он так быстро оказался на стороне протестующих. Но его примеру могут последовать и другие местные чиновники, которые понимают, что молодое образованное поколение, выросшее в светском государстве, по своему менталитету гораздо ближе к Европе, а значит, не станет мириться с авторитарными и консервативными религиозными настроениями.
Мы за ценой не постоим
"Наши демонстрации начались как мирные, — говорит Фокусу один из демонстрантов Кадир Селеп. — Сначала мы всего лишь хотели не допустить вырубку деревьев. Но полиция перекрыла подступы к паркам и площадям, использует дубинки, пластиковые пули и слезоточивый газ, который распыляется даже не под углом 45 градусов, а прямо на головы демонстрантов. В ответ мы тоже берем дубинки и пытаемся защитить себя и деревья. Но это уже давно не экологический протест, мы выступаем против диктаторского поведения правительства".
Мнение. Турецкий гамбит: К чему может привести жесткая политика премьера
Причина стоять на площади у каждого своя. Недовольство властью заставляет людей разных верований и политических взглядов действовать на удивление слаженно. Приглашения "постоять за родину", по традиции арабских волнений, рассылаются в социальных сетях, и все, кто может, выходят на улицу.
"Организуются даже незнакомые люди. Когда кто-то уходит из первых рядов, то отдает свои очки и маску демонстрантам, стоящим за ними. Приезжих приглашают домой, дают кров и пищу. Это невероятно", — рассказывает Селеп.
Те, кто не участвует в протестах, пытаются помочь чем могут: многие пабы и кафе в Анкаре предлагают бесплатные обеды, в киосках протестующим бесплатно раздают воду и сэндвичи. Хозяева общественных заведений и просто жители приглашают зарядить мобильные и дают пароли к своим Wi-Fi сетям для бесплатного доступа в интернет. Информация о таких "точках" распространяется в социальных сетях.
"Зачем вам маски? — спрашивает активистов продавец одной из стамбульских аптек. — Вы демонстранты? Тогда берите сто штук и бесплатно". Он говорит, что другие участники протестов могут прийти к нему за респираторами и за помощью в случае необходимости.
Пожилые люди и женщины помогают, не выходя из дома: в Анкаре повсюду "звон сковородок" — жители барабанят по посуде, выражая свою солидарность с теми, кто на улице. В эти дни двери домов в турецких городах не запираются. Любой протестующий, бегущий от полиции или травмированный, может рассчитывать на убежище в незнакомом месте. В районе площадей Таксим и Кизилай работают несколько ветеринаров — оказывают помощь животным, пострадавшим от слезоточивого газа.
Пока люди на улицах поддерживают друг друга, правительство продолжает совершать классические ошибки авторитарных режимов. По приказу властей, которые хотят избежать новых волнений, полиция распыляет газ на улицах ночных городов. "Мой друг живет неподалеку от площади Таксим. Ночью мы проснулись от того, что нечем было дышать и из глаз катились слезы. Оказалось, полиция ночью на пустую улицу распылила слезоточивый газ. А в домах спали дети, мирные жители. Я не понимаю этого", — рассказывает приехавшая в Стамбул Ивона.
Такие решения властей выводят на улицы турецких городов все больше демонстрантов. И чем агрессивнее попытки подавить протесты, тем упрямее уличная толпа. "Если вы посмотрите повнимательнее на ежедневные выступления нашего премьер-министра, где он говорит о том, как активно подавляются протесты, то увидите, что с каждым выпуском новостей его лицо меняет свое выражение с надменного на испуганное. Мы не боимся!" — улыбается Булут Онсу.
Исламизация всей страны
Эрдоган пришел к власти в 2002 году вполне демократическим путем, на выборах, и с каждым годом пользовался все большей поддержкой населения. Было за что. Его правительству за несколько лет удалось остановить экономический спад и стабилизировать ситуацию. Страна показывала ежегодный 5-процентный экономический рост, так что Турции удалось избежать рецессии, захлестнувшей многие европейские страны. Эрдоган наладил контакты с США и ЕС. Но попытка изменить конституцию вызвала в обществе возмущение. Вместе с реформами пришло время и для репрессий — многие недовольные политикой Эрдогана оказались за решеткой. К тому же он стал замахиваться на святое — наследие и заповеди создателя нынешнего турецкого государства Мустафы Кемаля Ататюрка. Когда-то благодаря Ататюрку в конституции страны была прописана особая роль армии, которая превратилась в защитника нового устройства турецкого государства. С одной стороны, в течение десятилетий это помогало сохранить светскую власть, с другой — не раз оказывалось причиной злоупотреблений военной элиты. Именно это стало немаловажным фактором для победы Эрдогана на выборах. Туркам захотелось перемен. И они не заставили себя долго ждать: новая власть потеснила военных, а отличающийся религиозностью Эрдоган решил, что его гражданам не помешает восстановить утраченное почтение к исламу, поменьше пить и почаще рожать детей. Но перемены многие восприняли в штыки. Выросшая на европейских ценностях молодежь не согласна с тем, что кто-то будет указывать, сколько и когда потреблять спиртного, ограничит право турецких женщин на аборт и будет выбирать репертуар местных театров.
Поскольку власть поддерживает сирийских повстанцев, есть опасения, что Турция может в любой момент оказаться объектом террористических атак. В начале мая в турецком городе Рейханлы в результате серии взрывов погибло более 50 человек. Среди жертв немало сирийских беженцев. Тогда Анкара обвинила в организации теракта сирийские власти, но многие турки подозревают, что их правительство знало о готовящемся теракте.
Серкан Нарин, 30-летний житель Стамбула, говорит, что будет ходить на демонстрации до тех пор, пока премьер-министр не извинится за действия правительства в отношении протестующих. "Он должен уважать нашу личную жизнь и наши свободы", — считает Нарин. Такую позицию разделяют все больше турков. Волнения охватили уже почти 70 турецких городов, а число демонстрантов быстро перевалило за сотню тысяч.
Вниманию отдыхающих
Массовые демонстрации в турецких городах не испугали гостей местных курортов и отелей
Поначалу украинский МИД рекомендовал гражданам воздержаться от поездок в некоторые города, но затем формулировка была изменена на рекомендацию не принимать участия в уличных акциях протеста.
По словам пресс-секретаря Ассоциации лидеров турбизнеса Украины Юлии Олейник, массовых отказов от туров или обращений украинских отдыхающих с просьбой вернуть их домой досрочно пока не зафиксировано.
По сообщениям представителей гостиничного комплекса Стамбула, из-за волнений более 40% туристов отменили поездки в город. Те, кто решается приехать, предпочитают селиться на окраинах Стамбула и не бронируют отели в центре.
Реформами по порядку
10 нововведений премьера Эрдогана, которые воспринимаются турками
как возвращение к консервативным религиозным устоям
1. Проведена реформа образования, увеличены часы уроков ислама.
2. Отменена школьная форма, требовавшая приходить с непокрытой головой. Разрешено ходить в школу в хиджабе.
3. Ограничено право женщин на аборт.
4. Введена цензура на ТВ, запрещен показ некоторых политических новостей. К примеру, местные телеканалы проигнорировали теракт на востоке страны в Рейханлы.
5. Принят закон, запрещающий проявление излишних чувств на публике.
6. Введен запрет на продажу алкоголя с 22.00 до 6.00.
7. Снесены многие старинные здания в исторической части Стамбула.
8. Озвучены планы по строительству на месте Культурного центра им. Ататюрка на площади Таксим оперы или мечети.
9. Ограничено госфинансирование театров, симфонических оркестров, цензурирован репертуар. Например, такие пьесы, как "Анна Каренина" и "Король Лир" не одобряются.
10. Запланировано сокращение зарплат и бонусов тех, кто работает в сфере искусства и культуры.
Данные: из открытых источников
Яна Седова, Юлия Раскевич, Стамбул — Киев, Фокус