Крестный ход. В России церковь хочет влиять на дела государства
Русская православная церковь активно вмешивается в дела государства, но, несмотря на беспрецедентную поддержку властей, теряет прихожан
В российском Национальном исследовательском ядерном университете МИФИ есть кафедра теологии. Она соседствует с кафедрой экспериментальной ядерной физики и космофизики, физики плазмы, компьютерных систем и технологий и другими кафедрами, где изучают ближний и дальний космос, процесс управления термоядерным синтезом, способы применения лазерных систем и так далее. Появление кафедры теологии в таком вузе вызвало смех среди студентов и преподавателей, породив немало демотиваторов в российской блогосфере. Фотографии священнослужителей, вышагивающих по коридорам ядерного института, подписывали так: "Будни МИФИ: кафедра замедления нейтронов святой водой", а на фото экзаменационной комиссии на вопрос: "Как происходит распад урана?" студент бодро отвечал: "На все воля Божья!" и получал пятерку. Когда на месте скульптуры МИФИ "Дорогу осилит идущий" установили крест, появилась еще одна шутка. Фото с крестом подписали: "Ниасилил". Но местным академикам и профессорам не до смеха. По их мнению, появление кафедры теологии в ядерном институте противоречит логике.
В начале июня министр образования получил письмо с требованием изгнать церковь из института. Под этим письмом поставили подписи 6000 россиян, в том числе ученые Российской академии наук. Инициатор письма, бывший сотрудник кафедры астрофизики МИФИ Антон Буслов, уволившийся из университета в знак протеста против преподавания в вузе теологии, считает: "МИФИ должен учить физиков-ядерщиков, а не теологов. И это не вопрос религии, не вопрос веры или безверия (это все личное дело каждого человека), это вопрос здравого смысла". По мнению ученых, сам факт появления кафедры теологии в ядерном институте — знак клерикализации общества.
Русская православная церковь все активнее влияет на дела государства, из религиозного института фактически превращаясь в правительственное ведомство. Еще одно свидетельство тому — в июне этого года Госдума приняла закон об оскорблении чувств верующих. Теперь виновные в этом новом виде преступления могут получить тюремный срок (до трех лет) или штраф до 500 000 рублей (примерно $15 000).
РПЦ принимала непосредственное участие в разработке российской "Концепции семейной политики до 2025 года", официальная презентация которой состоялась в Кремле в конце мая. Авторов этого документа вместе с Еленой Мизулиной, главой думского комитета по делам семьи, не раз обвиняли в насаждении архаичных представлений о семье и неприкрытом лоббировании интересов РПЦ. Концепция предполагает введение "налога на развод" (эти деньги собираются направить на оказание помощи детям, чьи родители уклоняются от выплаты алиментов). Венчание в церкви может стать достаточным основанием для государственной регистрации брака. Концепция четко определяет понятие традиционных семейных ценностей в России. Согласно документу, брак — это союз исключительно между мужчиной и женщиной с целью рождения и совместного воспитания трех и более детей. Если концепцию примут, то лекарственные средства для аборта будут продавать только по рецепту врача того медицинского учреждения, в котором женщина состоит на учете в связи с беременностью. Ответственность за нарушение закона об абортах будет ужесточена.
Протестантов все больше
РПЦ активно лоббирует свои интересы, но делает это без громких заявлений, стараясь не отвечать на прямую критику в свой адрес. В прошлом остались скандальные предложения одного из главных спикеров церкви протоиерея Всеволода Чаплина, председателя синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества. Еще недавно Чаплин объяснял вмешательство церкви во все сферы общественной жизни, осуждал женщин, которые носят мини-юбки и, чтобы они не провоцировали насильников, предлагал ввести национальный дресс-код. Он выступал за популяризацию православных ночных клубов и считал, что в показном богатстве служителей церкви нет ничего предосудительного. Такие заявления протоиерей, которого в России считают "рупором" патриарха Кирилла, делал как раз после скандала с наручными часами Breguet главы РПЦ, заретушированными умельцами на сайте церкви. Теперь Чаплин осторожен в своих высказываниях. О законе об оскорблении религиозных чувств он лишь аккуратно заметил, что тот "бесспорно, помогает нам всем стоять на страже гражданского мира", и выразил уверенность, что "многие россияне с удовлетворением воспримут принятие этого закона".
Протоиерей Иоанн Свиридов, главный редактор православного радио "София", говорит, что после 2012 года, прошедшего под знаком процесса над участницами акции Pussy Riot в храме Христа Спасителя, руководство церкви старается не допускать высказываний, которые могут вызвать раздражение общественности. "Церковь вызывает негативную реакцию со стороны общества, — объясняет отец Иоанн, — и это отношение сказывается на уменьшении количества прихожан. К сожалению, я могу это констатировать как священник РПЦ".
По данным социологов из "Левада-Центра", около 80% населения России причисляет себя к православному вероисповеданию. РПЦ не ведет (или не раскрывает) статистику о своих прихожанах. Но, судя по опросам тех же социологов, церковь хотя бы раз в месяц посещает от силы десятая часть опрошенных. По данным исследователя РПЦ из Бременского университета Николая Митрохина, число прихожан растет только в крупных городах, в сельской же местности их количество за последние 15 лет сократилось. Паству у РПЦ отбирают другие церкви. "Могу однозначно утверждать, что даже в Центральной России протестантские группы и такие группы, как Свидетели Иеговы, представлены суммарно не меньше, чем православные", — заявил Митрохин в недавнем интервью российскому порталу PublicPost.ru.
О том, что число протестантов растет и даже превышает количество православных, говорит и российский публицист Яков Кротов, священник Харьковско-Полтавской епархии Украинской автокефальной православной церкви. В Москве 400 православных храмов, и в каждом в среднем 200–300 прихожан, посещающих церковь постоянно. Как считает Кротов, это совсем немного. А протестантских общин в российской столице уже около сотни. Еще популярнее протестантские церкви в провинции — там меньше проблем с властями и проще найти помещение для служб.
Влияния ради
По мнению Николая Митрохина, Кремль не питает иллюзий относительно реального влияния РПЦ, но все равно идет на "сделку": "Власть понимает, конечно, что ее надувают, но работать-то не с кем, поддержки мало. Церковь хочет господдержки. У государства, соответственно, есть свои пожелания, которые состоят в том, чтобы церковь всегда и везде выражала поддержку и агитировала".
Последние законодательные инициативы, за которыми прослеживается влияние РПЦ, — это кампания за административное влияние перед президентом. "Они будут запрещать и дальше все что можно, потому что запрещение — это единственное, что они умеют, — говорит Яков Кротов. — В Кремле есть запрос — кто предложит какой-нибудь лучший запрет, покапитальней". Никаких других реальных рычагов, кроме идейных, у церкви нет, заключает Кротов.
Чиновники прислушиваются к мнению РПЦ как никогда раньше. "Елена Мизулина учитывает все установки РПЦ", — уверен правозащитник Борис Альтшулер, член Московской Хельсинкской группы и руководитель организации "Право ребенка". Близость чиновников и священнослужителей отчасти подтверждает и тот факт, что пресс-конференцию, посвященную концепции новой семейной политики, Мизулина собрала в помещении Синодального отдела церковной благотворительности и социального служения РПЦ.
Тем временем в блогосфере продолжают обсуждать последние законодательные нововведения. Есть и те, кто относится к законам с сарказмом. Блогер из Канады Юрий Ерофеев предлагает геям сделать ход конем: "зарегистрировать гомосексуальность в качестве религии и судить за оскорбление чувств" всякого, кто посмеет против них выступить.
Да будет так
5 нововведений, инициаторами которых выступила РПЦ
– Институт военных капелланов в армии
– Курс "Основы православной культуры" в школах
– Закон об оскорблении чувств верующих
– Противодействие признанию прав секс-меньшинств
– Попытка законодательно зафиксировать "традиционные ценности русской семьи" в понимании РПЦ в "Концепции семейной политики до 2025 года"
Виктор Нехезин, Москва, специально для Фокуса