Города майя пустели один за другим, но люди не гибли — Юрий Полюхович

Фото: Matthew Looper, Amy Crum, Олег Федюшин
Фото: Matthew Looper, Amy Crum, Олег Федюшин

Исследователь культуры майя Юрий Полюхович рассказал Фокусу о крупнейшем проекте по изучению письменности майя, затерянных в джунглях Мезоамерики городах, и бизнесе на службе науки

Ураган, сигареты, какао.

Что между ними общего?

Это слова, пришедшие к нам из языка майя. Их цивилизация достигла наибольшего расцвета в III–IX веках нашей эры, после чего по непонятным до сих пор причинам пришла в упадок. От нее в наследство нам достались кукуруза, шоколад, ваниль, кешью, а также помидоры, подсолнух, тыква, сладкий перец, фасоль и не только все это. В джунглях Мезоамерики майя оставили десятки древних городов, которые сегодня посещают туристы, и еще сотни — никому неизвестных, которые предстоит открыть ученым.

Кто он

Кандидат исторических наук, автор первой в Украине кандидатской диссертации по классическому периоду майя, участник крупнейшего проекта по изучению письменности майя The Maya Hieroglyphic Database при Университете штата Калифорния (США)

Почему он

Один из немногих специалистов в мире, профессионально занимающихся дешифровкой письменности майя и документированием их текстов

А еще остались тексты, написанные причудливыми знаками. Если древнеегипетские папирусы сегодня прочитать специалисту не составляет особого труда, то дешифровка письменности майя еще далека от завершения — расшифрована только половина известных знаков. При этом ученые постоянно находят неизвестные раньше иероглифы.

Во всем мире профессионально изучением письменности майя занимаются всего несколько десятков человек.

От Египта к Мезоамерике

"Я просто с ума сходил от древнего Египта, от экспедиций Джованни Баттиста Бельцони и других первооткрывателей, которые проводили "раскопки" с помощью динамита", — Юрий Полюхович вспоминает себя в 9 лет, когда читал книгу Войтеха Замаровского "Их величества пирамиды". В конце книги упоминалось и про другие пирамиды — на другом краю Земли, в Америке. С этого начался интерес и к цивилизациям доколумбовой эпохи.

"Кроме того, я очень интересовался различными системами письма, в том числе клинописью Междуречья. В 6-м классе изготовил копии глиняных табличек из библиотеки царя Ашшурбанапала. Может, они и сегодня хранятся в моей школе в Костополе", — говорит ученый.

Чем больше читал о древнем Египте, тем больше понимал, что письменность его дешифрована, и тем больше рос интерес к древним цивилизациям Америки и в первую очередь — майя.

В 50-х годах прошлого века уроженец Харьковской области Юрий Кнорозов нашел ключ к расшифровке текстов майя, что стало событием мирового значения. Книги Кнорозова, Кинжалова и Гуляева стали для Юрия главными источниками информации о майя и других цивилизациях доколумбовой Америки. Где-то у его родителей до сих пор хранится тетрадь с перерисованным словарем иероглифов майя. Ксероксов еще не было, но это и хорошо — в будущем оказалось, что даже самая современная техника не может заменить исследователю умение рисовать.

"Мир майя нужно познавать глазами. Можно сотни и тысячи слов сказать об этой культуре, но чтобы оценить, это нужно видеть собственными глазами"

"Мне 35 лет и 24 из них я занимаюсь изучением майя и их письменности", — говорит Юрий Полюхович. При этом "официально" ученым он стал в 2012 году, когда защитил первую в истории Украины кандидатскую диссертацию по классическому периоду майя. Его научным руководителем был профессор Вадим Рубель из Киевского национального университета им. Шевченко — единственный в Украине специалист в этой области с научной степенью.

Но еще нужны оппоненты. Одним из них стала украинский археолог Наталья Гаврилюк, вторым — Дмитрий Беляев — специалист №1 в России и один из крупнейших мировых специалистов по культуре майя. "Я хотел, чтоб именно Беляев был моим оппонентом, — говорит Юрий. — Чтобы ни у кого даже мысли не могло возникнуть, что в своей диссертации я написал чепуху".

Но до того как Юрий Полюхович стал кандидатом исторических наук, он успел получить экономическое образование и создать успешный туристический бизнес, ориентированный на VIP-клиентов.

А еще в 17 лет у него произошла встреча, достойная экранизации в стиле Индианы Джонса. Будущий ученый встретился со своим дедом, который до этого не поддерживал тесных контактов с семьей. Старик, очевидно, предчувствовал, что скоро ему уходить, и под запись на пленку рассказал о тайнах своей жизни.

В 1941 году во время наступления фашистских войск будущий дедушка украинского ученого стащил из немецкой машины карабин и какой-то журнал. Что это был за журнал — мы, вероятно, никогда не узнаем. Но там были изображены пирамиды — то ли египетские, то ли майя — этого мы тоже не узнаем. С этим журналом он потом "носился и берег его". "Я просто обомлел, когда узнал, что дед тоже интересуется этими темами, — говорит Юрий. — Вот оно откуда!"

Дед действительно интересовался древними культурами и знал несколько языков. Но ни языки, ни история его профессией не стали — 25 лет он провел в лагерях за участие в украинском подполье.

А Юрий Полюхович после защиты кандидатской диссертации по конкурсу прошел на постдокторантуру в Университете штата Калифорния. Его конкурентами были выпускники Гарварда и других знаменитых университетов, но работы украинского майяниста и собеседование по Skype склонили чашу весов в его пользу. Сегодня Юрий участвует в проекте The Maya Hieroglyphic Database, цель которого — создать единую базу всех известных текстов майя, а также иероглифов, с помощью которых эти тексты написаны.

Камень, дерево, бумага

Пишут, что вы один из двух десятков людей в мире, способных читать древние тексты майя. Это правда?

— Не совсем, здесь необходимо уточнить. В эпоху интернета аматоров — людей, которые могут прочитать даты на языке майя и знают несколько иероглифов, в мире немало. Недавно я путешествовал с группой туристов по Мексике, Гватемале и Гондурасу. Время от времени проводил воркшопы по письменности майя. Под конец этих занятий многие люди могли писать на языке майя имена свои или своих родных. Если понять принцип, то, используя таблицу с дешифрованными знаками, написать то или иное слово не составляет труда.

"Если говорить о профессионалах, которые расшифровали хотя бы несколько знаков письменности майя, то таких людей во всем мире сегодня несколько десятков, не более"

Но если говорить о профессионалах, которые расшифровали хотя бы несколько знаков письменности майя, то таких людей во всем мире сегодня несколько десятков, не более. Майянистика — молодая наука. В последние 20 лет здесь происходят очень важные открытия, сравнимые с тем, что происходило в египтологии в первые десятилетия после Шампольона. Поэтому серьезных исследователей не много, а их средний возраст 35–50 лет.

Какой ваш вклад в расшифровку письменности майя?

– Непосредственно мой вклад — около десяти дешифрованных знаков майя или предложенных чтений этих знаков. Ведь если какой-то знак используется лишь в одном известном тексте, то вы почти никогда не можете быть на 100% уверены в том, что расшифровали его правильно. Только время или находки новых текстов с этим знаком могут подтвердить или опровергнуть вашу догадку.

Если говорить о конкретных примерах, то мне удалось дешифровать силлабический знак (знак, обозначающий слог. — Фокус) "со". Это позволило прочитать такие слова, как "ах сот" — "музыкант" или "ах уциль сот" — "виртуоз". Кроме того, удалось прочитать важное слово "мисон", что близко по значению к слову "ураган".

Есть исследователи, которые расшифровали меньше знаков, а есть те, которые расшифровали гораздо больше. Вопрос не в количестве, а в качестве. Наш Юрий Кнорозов, например, не так много знаков расшифровал, но он открыл сам принцип дешифровки, благодаря чему мы вообще можем читать письменность майя.

Моя основная специализация — документирование текстов. Людей, делающих эту работу на профессиональном уровне, еще меньше, чем тех, кто занимается дешифровкой. Дело в том, что знаки майя — не какой-то стандартный шрифт. Это довольно сложные рисунки частей тела, животных, архитектурных элементов. При этом каждый писарь имел свой почерк и свои эстетические предпочтения. Они писали на камне, на дереве, на керамике и в кодексах, которых сохранилось всего несколько. За полторы или две тысячи лет в джунглях многие источники не сохранились или дошли до нас не в лучшем состоянии. Поэтому каждый найденный текст нужно задокументировать — тогда он становится научным источником, с которым смогут работать многие поколения исследователей. Именно этим я и занимаюсь вместе с коллегами.

Fullscreen

Как происходит этот процесс?

— Документация на современном уровне — это фотографирование оригиналов текстов и прорисовка этих фотографий. Важно отразить каждую точечку и каждую черточку — ведь они могут что-то значить. Последний "писк моды" — 3D-документирование, то есть сканирование 3D-сканером. Очень дорогая, но лучшая сейчас технология для сохранения письменных источников древних цивилизаций.

Можно ли говорить о том, какая часть иероглифов уже расшифрована и сколько еще осталось расшифровать?

— Проект, в котором я работаю, The Maya Hieroglyphic Database, обладает самой крупной базой данных по письменности древних майя. Так что у нас есть самая свежая и самая полная статистика. Всего нам известно более пяти тысяч текстов, в которых используется 1206 иероглифических знаков. Это если считать за всю историю существования письменности майя, но в любом отдельно взятом периоде использовалось не более 700 знаков. Из них дешифровано, или же предложено чтение для 598 знаков. То есть мы можем читать не более половины всех известных знаков.

Сколько времени понадобится, чтобы расшифровать остальные знаки, если это вообще возможно?

— Дело в том, что наши коллеги постоянно находят новые знаки. Десять лет назад, когда издавался первый каталог нашего проекта со всеми известными знаками, их там было до 8 сотен. Как видите, с того момента их число увеличилось наполовину. И с каждым найденным текстом есть вероятность, что будет отыскан новый, ранее не известный знак. Полагаю, что в следующие десять лет будет обнаружена по меньшей мере сотня новых иероглифов. Так что завершения этого процесса пока что не видно.

Fullscreen

Три книги майя

Насколько хорошо понятны тексты в целом, если как минимум половина иероглифов неясна?

— Сегодня большинство известных текстов читабельны. Как правило, это небольшие "протокольные" тексты на камне — дата, событие, кто за ним стоял и обстоятельство. Что-то наподобие "тогда-то царство такое-то завоевано царем таким-то". Часто встречаются надписи-этикетки. Например, на предмете посуды может быть написано что-то вроде: "вот расписан бокал для фруктового какао царя такого-то". Такие "этикетки" очень облегчают работу историков и археологов — вместо того чтобы придумывать разные легенды, можно просто прочитать, кому принадлежала эта вещь и когда она была изготовлена.

У них были другие — более сложные тексты?

— Были тексты религиозного и мифологического содержания. Как вы понимаете, записывали их не на камне и не на вазах, а в книгах. И таких книг было огромное множество — вероятно, много тысяч. Но все они до нашего времени не дожили — все, кроме трех. Речь идет о Дрезденском, Парижском и Мадридском кодексах. Есть еще так называемый кодекс Гролье, но его подлинность многими ставится под сомнение, поэтому пока не будем о нем говорить. С такими текстами гораздо сложнее. Они созданы в XIV–XV веках и отличаются от более изученных классических текстов VII–IX веков. В основном они записаны "знаками-слогами", поэтому прочитать их мы можем. Но часто мы не можем перевести прочитанные слова.

"В языках майя, доживших до нашего времени, не сохранились многие слова, которыми пользовалась элита древних майя. Точно так же, как сегодня подавляющее большинство людей не понимают терминологии из ядерной физики и молекулярной биологии, так и в языке крестьян не сохранились слова из лексикона жрецов или ученых древних майя"

Дело в том, что в языках майя, доживших до нашего времени, просто не сохранились многие слова, которыми пользовалась элита древних майя. Точно так же, как сегодня подавляющее большинство людей не пользуются и не понимают терминологии из ядерной физики и молекулярной биологии, так и в языке крестьян не сохранились слова из лексикона жрецов или ученых древних майя.

Какие шансы найти новые кодексы майя?

— Практически нет шансов найти новые кодексы в читабельном состоянии на родине майя. В условиях тропического климата книги не живут более нескольких десятков лет, поэтому в эпоху рассвета цивилизации майя работала огромная школа писарей, которые переписывали книги. В этом плане нам повезло гораздо меньше, чем нашим коллегам-египтологам. Но есть вероятность, что один или несколько кодексов будут найдены в Европе, в какой-то из частных коллекций.

Затерянный мир

Несколько месяцев назад появилась информация о том, что школьник из Канады с помощью спутниковых снимков и карты звездного неба открыл неизвестный ранее город майя. Об этом написали даже весьма уважаемые СМИ. Но то, что на снимке приняли за город, в действительности оказалось то ли конопляным, то ли кукурузным полем. Есть ли шансы открыть неизвестные города майя?

— Сегодня для туристов доступно 60–70 древних городов майя. Еще есть несколько сотен труднодоступных и множество таких, где нога белого человека очень редко ступает. Сколько всего было городов майя — никто не знает, но, скорее всего, больше тысячи. Я уверен, что будут открыты еще сотни городов, в том числе больших. Особенно много неисследованных территорий в Северной Гватемале и Юго-Восточной Мексике.

"Сегодня для туристов доступно 60–70 древних городов майя. Еще есть несколько сотен труднодоступных и множество таких, где нога белого человека очень редко ступает"

Как сегодня ищут эти города?

— Все больше с помощью новых технологий, таких как LIDAR. Например, есть весьма известный на Западе словенский исследователь Иван Шпрайц, который с помощью "лидара" открыл ряд неизвестных городов майя и переоткрыл города, найденные в 30–40-х годах прошлого века, которыми никто не занимался с тех пор. Кстати, точные координаты городов, которые открываются, вам никто не скажет. Иначе черные археологи очень быстро "помогут" с раскопками.

Известный археолог Ричард Хэнсен, который консультировал Мела Гибсона при съемках "Апокалипто", вместе с коллегами просветили "лидаром" территорию города Эль-Мирадор. Им удалось найти несколько десятков дорог, подобно солнечным лучам соединявших Эль-Мирадор с окрестными городами. И это не простые дороги — они были около 10 метров шириной, несколько метров высотой и общей протяженностью много сотен километров.

Золотая эра исследования цивилизации майя только начинается. Майя постепенно открывают нам свои загадки, и чем дальше, тем интересней. Но звездные карты на этом пути не помогут.

Религия никогда не спасет мир

Принято считать, что цивилизация майя исчезла по непонятным причинам. Есть ли среди ученых сегодня консенсус на этот счет?

— Вопрос сложный. Время от времени возникают разные теории на этот счет, но ответа так и нет. Наиболее популярная современная идея состоит в том, что цивилизация майя погибла из-за климатических изменений, которые, в частности, привели к засухе.

Это все очень интересно, но дело в том, что полномасштабных исследований, чтобы подтвердить эту гипотезу, никто не проводил. Исследования проводились, но только в нескольких городах. Есть свидетельства перенаселения, болезней, войн, но все это по отдельности не могло привести к гибели цивилизации. Сами майя не оставили нам никаких сообщений о том, почему погибала их цивилизация.

Города майя гибли не одновременно, а один за другим. Происходило это на протяжении приблизительно 100 лет. Последняя датированная надпись классической эпохи майя относится к 909 году н. э. Притом что города пустели, люди не гибли — они переселялись в другие места, в основном в села. Весьма вероятно, что все это происходило в первую очередь из-за разрушения института царской власти. Дело в том, что власть у царя майя была ритуально-сакральной, а сами майя во многом опирались на религию. Такое государство не могло успешно решать экономические задачи и противостоять вызовам природы. Ведь религия никогда не спасет этот мир. Это могут сделать лишь образование, наука и технологии. Возможно, в современном мире происходит нечто подобное тому, что произошло с майя. Но это лишь предположение. Похоже, в ближайшие годы мы не узнаем ответа на этот вопрос, если узнаем его вообще когда-нибудь.

Fullscreen

"Я при любой погоде буду заниматься своей темой"

Расскажите о вашем бизнесе.

— Есть состоятельные люди, которые не хотят отдыхать, как все. Они не хотят ездить в автобусе с группой из 40 человек и слушать гида, который пересказывает то, что прочитал в журнале. Им нужен не только первоклассный отель, но еще вертолет и джип. А еще места, где нет русских туристов. Последнее условие, кстати, мне ставят не только украинские, но и часто российские турфирмы.

Такие места я знаю и в какой-то момент понял, что на этом можно сделать хороший бизнес. Мы начали с того, что за год возили человек по 15 — в основном это люди, хорошо известные в Украине и за ее пределами. Сейчас клиентов больше и бизнес идет успешно. Аналогов нашим предложениям в мире практически нет. Для турфирмы не проблема найти вертолет, а вот найти специалиста по языку майя — куда сложнее. А наши клиенты просто тащатся от возможности читать тексты майя.

Благодаря этому бизнесу я финансировал свои исследования, и сегодня не завишу ни от кого. При любых обстоятельствах и любой погоде я буду заниматься своей темой.

Планируете возвращаться в Украину?

— Вообще, хотелось бы, конечно. Хотелось бы создать в Украине научный центр по изучению культуры майя, найти несколько студентов, желающих посвятить себя майянистике. Но должно быть финансирование — ходить с протянутой рукой я не готов.

Что посоветуете тем, кто хочет больше узнать о культуре майя?

— Читать, конечно. Есть прекрасный сайт mesoweb.com, где время от времени появляются шикарные материалы по культуре майя. Есть также российский сайт indiansworld.org, где есть переводные материалы и время от времени появляются публикации украинских коллег Максима Стюфляева и Виктора Талаха. Также могу посоветовать блог известного американского археолога и майяниста Дэвида Стюарта Maya Decipherment и журнал Glyph Dwellers, в котором я заместитель главного редактора.

Фото: Matthew Looper, Amy Crum, Олег Федюшин