Тяжелая наследственность. Когда в украинском обществе установится гендерное равенство
Глава офиса "ООН-женщины" в Украине Анастасия Дивинская рассказала Фокусу о том, есть ли в нашем обществе гендерное равенство
Каково, по вашим оценкам, положение женщин в стране?
— Украина ратифицировала основные конвенции по правам человека за исключением Стамбульской. Конституция и нормы национального законодательства говорят о том, что у женщин должна быть возможность защищать свои интересы с помощью институтов демократического общества. То есть формально права есть. А вот возможности их реализовать — нет, в этом и заключается основная проблема. К сожалению, порой женщинам, пытающимся добиться того, что положено им по закону, приходится прилагать нечеловеческие усилия.
Почему?
— Реализацию международных обязательств по защите прав женщин, которые взяла на себя Украина, и национального законодательства, гарантирующего эти права, тормозит множество факторов. Один из них — дискриминационное отношение к женщинам в обществе. Патриархальные устои, которые обрисовывают положение женщин субординационно по отношению к мужчинам. Мы часто слышим выражения вроде "это не женское дело". Предполагается, что женщина по определению не способна на многие вещи. К примеру, самостоятельно управлять какими-то серьезными процессами или полноценно принимать участие в защите своей страны. Разумеется, такое отношение сказывается на работе государственных институтов. Любая госструктура — это прежде всего люди. Их взгляды на жизнь, на распределение ролей в обществе почти неизбежно отражаются на деятельности. Гендерные стереотипы, в том числе и дискриминационные, закладываются в детстве. В семье и школе. В государственные учреждения приходят люди с уже сложившимся мировоззрением. Наивно полагать, будто оно немедленно изменится от того, что принят закон, устанавливающий гендерное равенство. А ведь практическое выполнение закона зависит от действий этих людей.
Но ведь общество прогрессирует. К тому же в нашей стране действует множество организаций, борющихся с гендерной дискриминацией, и они кое-чего добились. В 2017-м, к примеру, был отменен список профессий, запрещенных для женщин. Неужели общая картина не меняется?
"Порой женщинам, пытающимся добиться того, что положено им по закону, приходится прилагать нечеловеческие усилия"
— Разумеется, в последние годы мы совершили колоссальный прорыв. Одну из ключевых ролей в этом смысле играет движение "Невидимый батальон". Оно поддерживает женщин, участвовавших в военных действиях и работавших в зоне АТО. Преодолевает распространенный предрассудок о том, что женщинам вообще нечего было делать на войне, что их роль в обороне страны не так уж велика и они в принципе не способны полноценно участвовать в боевых действиях. Участники этого движения снимают документальные фильмы о женщинах-ветеранах АТО, показывают их в фото проектах, привлекают внимание общества к их проблемам. "Невидимому батальону" удалось даже расширить список армейских должностей, которые могут занимать женщины. До этого женщины, которые фактически были артиллеристами, снайперами и так далее, формально считались кухарками или швеями. Достойный восхищения пример готовности отстаивать свои права. Женское движение в Украине добилось многого, но вы должны понимать, что багаж дискриминационных стереотипов, копившийся веками, не исчезнет в одночасье. Тут нужна системная долгосрочная работа, которую невозможно завершить в два-три года. К тому же ситуацию усугубляет перекос в сторону протекционизма в административной системе, закрепившийся в годы существования Советского Союза и до сих пор до конца не исправленный.