Житомир, сделай погромче! Как украинские города становятся уникальными для жителей и туристов

Фото: Богдан Голеня, Евгений Никифоров
Фото: Богдан Голеня, Евгений Никифоров

Фокус съездил на житомирский фестиваль "Жовтень у жовтні", чтобы посмотреть, как украинские города продают себя через культуру, историю, память и умение с ней работать

Related video

Сколько средний провинциальный житель страны навскидку перечислит крупных украинских городов кроме Киева? И главное — что он о них знает? Ну Одесса, там море, шутки и акации, ну Львов — там много вкусной еды и старый город. Харьков? Да-да, есть такой, э-э-э... танки? Да ну, какие танки, трактора же! Днепр? Хм, ракеты вроде не там, а там-то что? Дальше мысль и вовсе теряется, знания закончились, да и неудивительно. Сами города наши, как правило, себя не понимают или понимают не очень хорошо, не знают толком, чем они отличаются от других. Что в них особенного, уникального. Какую историю они могут рассказать, чем пора­зить, как запомниться. Ничего странного — раньше ведь и не спрашивал никто, не нужно было ничего такого, в тоталитарной стране все города хорошие, все одинаковые, все равные, а если кто не такой, так мы его подравняем. Вот и подравняли.

Но времена меняются, и сегодня наконец появился спрос на индивидуальность — не только людей, но и городов. С одной стороны, этому способствует децентрализация, с другой — неумолимые законы рынка. Город должен продавать себя, быть привлекательным, туда должны хотеть приехать люди. Что ж, это можно сделать — через культуру. Через историю, память и умение с ней работать.

Сегодня города и люди, способные эти города "подсветить", ищут друг друга — часто в темноте. Иногда находят, и тогда пустой звук, ничего не говорящее название по сути неизвестного стране города постепенно начинает проявляться, обрастать плотью и кровью, приобретать наполнение и характер. Вот "ГогольFest" ушел из Киева в Мариуполь и хочет остаться там подольше — уже за один сезон многие внезапно осознали, что это одна из столиц украинского советского модернизма, и ощутили давно поблекшую индустриальную роскошь промышленного города. Кинофестиваль "86" вот уже пять лет осторожно, слой за слоем разворачивает уникальную структуру Славутича, города, который сами организаторы некогда буквально нашли, открыли для себя. Более того, у фестиваля даже есть план будущего взамен уже неактуального концепта города, обслуживающего ЧАЭС. Вот фестиваль PortoFranko буквально взрывает тихий Ивано-Франковск и уже самим названием предлагает городу на окраине страны другую культурную парадигму — настолько другую, что мэр даже велит освятить заброшенный ДК, в котором с аншлагом выступила группа "ХЗВ". Днепровский фестиваль "Конструкция" призван переосмыслить восприятие города его жителями. Показать, что Днепр — это не только набережная и центр.

На секунду даже показалось, что хорошие, перспективные, интересные города вот-вот разберут, культурным инициативам и фестивалям не следует зевать и быстро хватать что осталось. Но это глупости. Ведь на самом деле города не "расхватывают", их придумывают, бери любой и придумывай в свое удовольствие. На всех хватит.

Fullscreen

Экспозиция. Выставка "Возможно, это искусство" представляет советские мозаики, разбросанные по Житомирской области

Мозаика на стене в старой столовой: возможно, это искусство?

Житомир расположен в 130 км от Киева. Тихие улицы, чистый воздух и полузабытый всеми Музей советской космонавтики. Близость столицы — это и плюс и минус: с одной стороны, жителям города доступны все развлечения Киева, с другой — это тормозит развитие местных урбан-бизнесов и культурных инициатив. Зачем их создавать, если в любой момент можно легко съездить в столицу, где выбор лучше? Но такая логика хороша, только если считать, что в Житомире и вокруг него нет ничего уникального, неповторимого, особенного. Местные активисты, объединившиеся в инициативу "Житомир, зроби голосніше!", взялись доказать обратное. Надо просто уметь смотреть на привычные, казалось бы, вещи свежим взглядом, говорят они.

Взять, к примеру, центральную локацию фестиваля, местный кинотеатр "Жовтень" — яркий пример архитектуры советского модернизма, фасад которого украшен великолепным мозаичным панно. Но, к сожалению, фильмов здесь уже давно не показывают, да и редко кто из горожан поднимет голову, чтобы полюбоваться мозаиками: в захламленном кинозале с крыши капает вода, а киносеансы уступили место ярмаркам-продажам всего на свете. Активисты планируют вернуть это здание в культурную жизнь города в новом качестве — превратить в современный культурный центр, а пока, на время фестиваля, фойе кинотеатра расчистили от торговых рядов и разместили в нем фотовыставку, которая рассказывает о множестве других таких же забытых или вовсе не известных горожанам местных культурных объектах. Ее название "Возможно, это искусство" родилось из фразы, услышанной исследователями проекта от одной из работниц житомирской столовой, где на стене сохранилась советская мозаика. Отвечая на благодарность активистов за то, что мозаика сохраняется образцово, она, смутившись, ответила: "Мы подумали: а может быть, это искусство? И решили ухаживать за ней".

Собственно, это то, к чему стремится группа исследователей советского декоративно-монументального искусства, которая уже год работает в Житомире и области. Они предлагают сменить оптику, посмотреть на панно на стенах домов, на заводах и фасадах кинотеатров, на множество украшенных мозаикой автобусных остановок, разбросанных на дорогах области, как на искусство, придающее городу самобытность. Искусство уникальное, выразительное, необычайно интересное и, увы, исчезающее.

Почему советского искусства самого разного качества так много в музеях, понятно. Совершенно непонятно другое: что с этим делать?

"Согласно постановлению Кабмина, все остановки общественного транспорта, отделанные мозаиками, должны быть постепенно заменены, — говорит глава общественной организации "Житомир, зроби голосніше!" Людмила Зубко. — Реставрировать их некому, поэтому велика вероятность, что они будут просто уничтожены. Очень важно успеть хотя бы зафиксировать на фото то, что еще есть, описать, изу­чить". По словам одного из членов исследовательской группы, фотохудожника Евгения Никифорова, то, что еще есть, — это около 10% от того, что было, остальное уже подверглось разрушению.

Выставка в "Жовтне" состоит из фотографий мозаик, витражей, настенных росписей, скульптуры и малых архитектурных форм, сделанных во время экспедиций по Житомирской области. Куратор мероприятия галерист Павел Гудимов убежден, что это наследие, одно из самых интересных и одновременно мало осмысленных, является частью уникального лица города и области. Это проблема, у которой нет простого решения. Гудимов отмечает: "Структуру выставки мы построили вокруг нескольких рубрик, задавая себе и публике ряд вопросов: "Что будет с этим искусством завтра?", "А как вы думаете?" и т. д. Мы стараемся просто рассказывать о явлении, а право делать выводы оставляем зрителям".

Команда исследователей продолжает экспедиции, документируя образцы советского монументального искусства 1960–1980-х, разбросанные по всей Житомирской области.

На основе уже собранных материалов создан двуязычный электронный архив "Монументальные памятники позднего модернизма Житомира и Житомирской области", доступный всем желающим.

Музей колхоза "Украина", или Кто такой Иосиф Буханчук?

Бывает так, что истинные сокровища находятся не в самом городе, а неподалеку от него. В 19 км от Житомира прямо возле трассы расположено село Кмитов. В нем живут примерно 300 человек, а также находится один из лучших и крупнейших в Украине художественных музеев. Как так вышло — отдельная, практически детективная история.

В конце 1960-х уроженец Житомирщины военный Иосиф Буханчук вышел в отставку и вернулся на родину из Ленинграда, где служил много лет. Там он, помимо прочего, познакомился с художниками, стал посещать выставки и подумал: а почему бы не создать у себя дома музей? Это был, без сомнения, не­обыкновенный человек, поскольку ему удалось невозможное: он договорился с архитектором, профессором ленинградской Академии искусств академиком Игорем Фоминым о том, что тот поможет разработать проект музейного здания — современного, с необходимым светом и пространством. Его ученик Михаил Северов и сделал проект музея. Потом в течение нескольких лет профессор привозил своих студентов-архитекторов на практику в Кмитов; собственно, они и построили это здание — на деньги, полученные от Министерства сельского хозяйства, ведь официально музей считался культурным объектом местного совхоза "Украина". Музей открылся в 1974 году, и Иосиф Буханчук разместил там работы из собственной коллекции, которую собирал много лет. А потом стал пополнять собрание, неустанно и настойчиво общаясь с Министерством культуры, различными чиновниками и, собственно, художниками. Самыми лучшими художниками советской Украины и других республик.

Fullscreen

Музей. Коллекция музея им. Буханчука — пример того, что не все советское искусство априори пропагандистское

В результате коллекция кмитовского музея представляет собой едва ли не лучшее в стране собрание советского искусства 1950–1980-х годов, которое экспонируется в замечательном по архитектуре здании, дошедшем до наших дней без переделок и разрушений.

Практически все украинские музеи — и столичные, и провинциальные — буквально завалены предметами советского искусства, которые сегодня в основном хранятся в запасниках. Искусство это бывает всякое, как любое искусство вообще, иногда очень интересное, качественное, иногда — просто дешевая штамповка. Почему всего этого так много в музеях, понятно. Совершенно непонятно другое: что со всем этим делать?

Два самых распространенных сегодня решения, возникших стихийно в ситуации декоммунизации, — полный игнор и взгляд сквозь. В первом случае советские полотна просто утаскивают в запасники, сваливают в кучу и запирают на ключ, во втором — открывают выставки типа "Киевский пейзаж" или "Краски осени", выбирая самые нейтральные работы, никакими идеологическими стигматами не отмеченные.

Но это, что называется, слабая позиция, и на базе кмитовской коллекции специалисты показывают, как можно ее многократно усилить. Переломным моментом для музея стал приезд в Кмитов активистов культурной инициативы "ДеНеДе", исследующей советское и постсоветское культурное наследие, а также декоммунизационные процессы в Украине. "Музей в Кмитове — очень важный для нас объект, — говорит активистка проекта "ДеНеДе", искусствовед Евгения Моляр. — Тут просто невероятная коллекция, но она нуждается в переосмыслении. Сегодня вместе с сотрудниками музея мы пытаемся найти новый фокус, через который можно было бы посмотреть на советское искусство (часто неудобное или неоднозначное) и переосмыслить идентичность музея".

После переименования музея в 1990-х ему присвоили имя его основателя, коллекционера Иосифа Буханчука. Но, по мнению культурных активистов, институции стоит вернуть оригинальное название — Музей советского искусства. "Дело в том, что почти никто из широкой аудитории не знает, кем был Буханчук и что он сделал для музея, — поясняет Евгения Моляр. — О чем говорит зрителю это название? Абсолютно ни о чем. А название Кмитовский музей советского искусства сразу давало бы четкое понимание, что это за институция. Но когда мы начали обращаться в различные официальные инстанции с предложением о переименовании, то столкнулись с абсолютным непониманием и даже сопротивлением. К сожалению, функция музеев в Украине до сих пор воспринимается исключительно как возвеличивающая, но никак не критическая. Мне кажется, этот подход устарел".

Fullscreen

Коллекция. В собрании музея в Кмитове — любопытные образцы искусства советского периода

Когда территория обретает идентичность

Помимо выставки и других мероприятий публичной программы, в рамках фестиваля "Жовтень у жовтні" прошла конференция "Когда территория обретает идентичность", где эксперты говорили о неудобном, как многие считают, советском наследии и о том, как превратить дефекты в эффекты, ведь его переосмысление могло бы дать новый толчок культурному и инфраструктурному развитию города.

В программе конференции были лекции, предлагающие подумать об уникальных, неповторимых особенностях города через архитектуру, дизайн, даже через еду.

Голландский архитектор и урбанист Фулко Трефферс, который прочел лекцию "Житомир спасает Киев" вообще уверен, что малые комфортные города с низковысотной застройкой вокруг мегаполисов — отдушины для жителей больших городов. Тут тихо и спокойно, сюда можно выбраться на выходные или даже переехать, чтобы отдохнуть от суеты и скученности. Такой вариант развития событий вполне реален, но требовательные столичные жители хотят, что называется, уникального культурного предложения, и создавать его нужно уже сейчас.

Организаторы фестиваля "Жовтень у жовтні" говорят, что хотели бы сделать проект ежегодным, но для этого необходимо содействие городских властей. Удастся ли им это, а также станет ли кинотеатр "Жовтень" — здание в стиле советского модернизма, фасад которого украшен великолепным мозаичным панно, — местом выставок и других культурных инициатив, или останется локацией для ярмарок, покажет время. Но Житомир уже доказал, что ему есть чем заинтересовать как местных жителей, так и туристов. Его пример арт-перезагрузки вместо разговоров о культурном вакууме могут взять на вооружение и другие города. Так, глядишь, и всю страну перезагрузим.