Процесс пошел. Почему греческое признание ПЦУ важно для украинской церкви и всемирного православия

Священный Синод Элладской церкви постановил признать каноническим право Вселенского патриарха на дарование автокефалии Православной церкви Украины, а также предоставил полномочия предстоятелю ЭПЦ архиепископу Иерониму в дальнейшем заниматься вопросом признания ПЦУ. Окончательное оформление вступления Греческой церкви в евхаристическое общение с украинской может занять несколько месяцев. Но все-таки это тот случай, когда можно сказать: процесс пошел. Напряженное ожидание «первой ласточки», которая вслед за Вселенской патриархией скажет "да" украинской автокефалии, закончилось.

Related video

Насколько влиятельна Элладская церковь

Этому факту совершенно обоснованно можно радоваться. Однако не стоит преувеличивать масштабы победы, в которой нет ничего неожиданного. Да, в Элладской церкви - так же, как и в некоторых других, - решено было изучить "вопрос о признании". И в марте текущего года две Синодальные комиссии были уполномочены этим заняться. Однако ряд греческих епископов вступили в контакт с "новой Церковью Украины", не дожидаясь даже начала работы комиссий. А первое поминание митрополита Епифания во время богослужения в одном из храмов Элладской церкви произошло буквально через несколько дней после Объединительного собора в Киеве.

В июле надвигающийся факт признания ПЦУ греками стал секретом Полишинеля. Об этой перспективе вначале сказал Вселенский патриарх Варфоломей: "Мы молимся и надеемся, что все поместные православные церкви рано или поздно признают независимость Православной церкви Украины, но первой церковью, которая признает поместную церковь Украины будет братская сестра-церковь - Элладская православная церковь". А затем предстоятель ПЦУ заявил, что в Афинах "практически признали" украинскую автокефалию.

Такие высказывания в унисон отнюдь не случайны: Фанару прорыв на этом "фронте" нужен не меньше, чем Киеву. Дабы показать, что у него есть союзники. Однако слишком сильным союзником Элладскую церковь вряд ли можно назвать. Даже в своих диптихах – поминаниях во время литургии – Константинополь отводит ей лишь 12-е место. Ниже располагаются церкви – Польская, Албанская, Чешских земель и Словакии, а после них - на последней, 15-й строчке, с января текущего года – Украины.

У Греческой церкви с Вселенской патриархией своя история отношений. Например, одностороннее провозглашение Афинами юрисдикционной независимости в 1833 году – да еще с объявлением главой церкви греческого короля, на тот момент малолетнего Оттона I - вызвало соответствующую реакцию в Константинополе и стало причиной схизмы, продолжавшейся 17 лет. Лишь в 1850-м томосом Патриарха Анфима IV Церковь в Элладе была признана Вселенской патриархией, которая, однако, зафиксировала ряд условий, обеспечивающих особый статус "Матери-Церкви" (Вселенской Патриархии) в Элладе. Дело это, разумеется, прошлое, но оно, однако, коррелирует с тем, в каких отношениях Константинополь и Афины находятся сегодня. Когда предстоятелем ЭПЦ является архиепископ Иероним II.

Буквально три месяца спустя после его интронизации в феврале 2008-го глава Греческой церкви внес небольшую сумятицу в жизнь всемирного православия. В ходе визита в Константинополь из его уст прозвучали заявления, которые ряд обозревателей расценили как готовность ЭПЦ к отказу от некоторых автокефальных прав. А в подписанном в Стамбуле коммюнике предлагалось, в числе прочего, пересмотреть канонический "статус-кво", сложившийся между двумя Церквами, а также выступать в качестве "одного целого" на международной арене – в частности, передать Константинополю право представлять Элладскую Церковь перед европейскими организациями в Брюсселе.

Вряд ли это действительно свидетельствовало о жертвоприношении афинской независимости. Скорее, фиксировало ту меру подчиненности Афин Фанару, что уже имелась. Элладская церковь включает 81 епархию, 30 из которых в Северной Греции и на крупных островах Севера (так называемые "Новые территории") номинально – в юрисдикции патриарха Константинопольского. Епархии Крита и Додеканеса, а также все монастыри Афона находятся под его прямой юрисдикцией и не считаются частью Церкви Греции. При таких раскладах для ЭПЦ быть на положении "дочери" по отношению к Константинополю и считать Вселенского патриарха "господином и отцом", как это провозглашает Иероним II, вещь закономерная. Ну а дальше в свои права вступает "церковный домострой": "отец" приказал, "дочь" исполнила.

Следующая - Грузия

То есть, то, что все началось с Афин, вполне логично. Но гораздо важнее – что последует за этим шагом. Ожидать, что тут сработает принцип домино, едва ли стоит. В мировом православии есть несколько церквей, которые в той или иной степени являются союзниками РПЦ. И они действуют в отношении украинской автокефалии, следуя в фарватере Москвы. Церкви Антиохийская, Чешских земель и Словакии, Польская и Сербская сегодня отказываются признать ПЦУ. И, похоже, их позиция в ближайшее время не изменится. Однако, с другой стороны, есть и те, кто настроен проукраински. К примеру, Грузинская церковь, которая еще в феврале текущего года заявила, что в выработке собственной линии по украинскому вопросу не обязана "учитывать в обязательном порядке" позицию РПЦ и не приемлет давления. И, скорее всего, Тбилиси рано или поздно пойдет на признание украинской автокефалии, несмотря даже на то, что "Церковью-Матерью" для нее является Антиохийский патриархат, водящий дружбу с Москвой.

Иными словами, вся основная борьба, похоже, еще впереди. Хотя стоит отметить: сами вести из Афин – не такие уж и значительные, в сущности, - российская пропаганда пыталась перекрыть негативной информацией. Это означает, что "элладское признание" прочитывается Москвой как угрожающий символ. Телеканал "Россия 24" заявил, что Греческая православная церковь склоняется к непризнанию "новой церкви" Украины, и отослал к источникам "РИА Новости". О том, что рассмотрение вопроса о признании ПЦУ перенесено на Архиерейский Собор Элладской Церкви, который состоится в октябре 2019 года, написал сайт так называемого Союза православных журналистов, сославшись на греческий ресурс "Ромфея". При этом процитировал информацию последнего: "Украинская проблема не включена в повестку дня октябрьского Архиерейского собора", которая была сформирована еще в июле.

Ход со ссылкой на иноСМИ – традиционный для российской пропаганды: по замыслу, это придает веса любой новости. Однако задействование в этой схеме "Ромфеи" - прием не самый удачный. Это интернет-издание, основанное в 2007 году, давно связывают с обслуживанием российских интересов. В декабре 2011-го личный журналист и фотограф патриарха Константинопольского Николаос Мангинас сообщил указанному агентству, что не желает, чтобы оно перепечатывало тексты и воспроизводила фотографии сайта Φως Φαναρίου ("Свет Фанара"). В 2012-м издание The Economist в редакционной статье An orthodox friendship ("Православная дружба") отметил слова неких "благодарных послушников" монастыря Ватопед о российском финансировании данного сайт. А в ноябре 2018-го архиепископ Евстратий (Зоря), пресс-секретарь УПЦ Киевского патриархата, комментируя вопрос освещения темы "томос для Украинской церкви", заявил: "Что касается конкретно греческого сайта церковных новостей "Ромфея", то он обоснованно считается источником продвижения российских интересов".

Тем не менее, Москва по-прежнему запускает этот механизм. Это означает наличие фобий в отношении процесса, который "пошел". И то, что признание Элладской церкви все-таки может внести серьезные коррективы в международную православную повестку.

Филарет без шансов

Что же касается последствий данного события для внутриукраинских церковных дел, то вряд ли это что-то изменит в противостоянии Епифания и Филарета. За ним страна обречена следить, пока у Филарета будут оставаться силы вести эту странную борьбу. Последний из ее всплесков – закрытие счета ликвидированной УПЦ КП (Епифаний направил соответствующее послание в "Ощадбанк", Филарет в ответ призвал: побойтесь Бога и отзовите письмо) – свидетельствует в пользу того, что выйти из нее победителем главному вдохновителю томоса, ставшему его главным противником, будет весьма сложно.

Варфоломей же будет по мере сил и возможностей поддерживать фигуру Епифания. Вероятно, с этим связан тот факт, что предстоятеля ПЦУ собираются наградить в США премией патриарха Афинагора, одного из признанных церковных лидеров XX века. Архиепископ Вселенского Патриархата в США Елпидофор заявил, что глава ПЦУ "был решительным сторонником религиозной свободы Константинополя". Добавив: "В Украине Епифаний явил мудрость, достойную Соломона, которая была необходима для воссоединения Церкви, возвращения ее к евхаристическому единству". По словам Елпидофора, именно благодаря митрополиту Епифанию, ПЦУ стала неотъемлемым членом группы автокефальных Православных Церквей во всем мире. Так что в отношении Филарета рано или поздно сработает поговорка: мавр сделал свое дело, мавр может уйти.