Венецианская биеннале-2009: в моду входят арт-аттракционы со спецэффектами
На самой престижной в мире выставке современного искусства художники демонстрируют, что живопись вновь теряет актуальность, зато в моду входят арт-аттракционы
Концептуальное искусство большую часть времени является удовольствием для весьма узкого круга людей. Однако все меняется с июня по ноябрь каждый нечетный год, когда в Венеции проходит самая крупная в мире выставка контемпорари-арта.
На Венецианской биеннале толпы желающих приобщиться к актуальному и не всегда понятному искусству – обычное дело, равно как и длинные очереди в особо интересные залы. В этом году, к примеру, в первые дни в британский павильон вообще нельзя было попасть. Чтобы посмотреть получасовой видеоарт, нужно было записываться за день, поскольку уже ранним утром все сеансы до вечера оказывались заняты.
Ажиотаж понятен: участие в Венецианской биеннале для любого художника – важный виток в карьере, а для арт-критика – возможность увидеть главные тренды в мировом искусстве. Однако и простому зрителю есть на что посмотреть, поскольку приблизительно половина концептуальных скульптур и интерактивных инсталляций напоминают занимательный аттракцион.
Это в равной степени касается и национальных павильонов, которых на нынешней биеннале рекордное количество – 77, и гигантской выставки куратора Дэниэля Бирнбаума. 45-летний швед – самый молодой за всю историю Венецианской биеннале идеолог мероприятия. Он придумал довольно обтекаемый слоган – Fare Mundi/Создавая миры, где ключевое слово – "создавая", и под этим девизом собрал очень разных художников со всего мира.
Среди прочего в здании Арсенала и одном из павильонов в садах Джардини, где разместилась экспозиция, есть лабиринт из разноцветных комнат от бразильца Гильдо Мейрелеса, архитектурная паутина от аргентинца Томаса Сарацено, набор скульптур немца Ханса-Петера Фельдманна из всевозможного хлама, которые вращаются и отбрасывают на стену затейливые тени. Традиционной живописи во всем этом разнообразии очень мало.
Отдельный день нужно потратить на побочные проекты биеннале, которых в этом году 44, и каждый – тоже событие. Как, например, выставка коллекции Франсуа Пино, по которой вполне можно изучать современное искусство. На двух площадках представлены лучшие работы самых значительных художников ХХ века, среди которых Джефф Кунс, Такаши Мураками, Ричард Принс и многие другие.
Юлия Куприна