Заставить молчать. Как власть хочет взять СМИ под свой контроль
В Украине хотят принять новый закон о медиа. Документ позволит государству контролировать СМИ, легализирует монополию олигархов в этой сфере и урежет права журналистов
Игорь Розкладай, один из разработчиков законопроекта, главный эксперт по вопросам медийного права Института демократии и верховенства права, нынешнюю ситуацию в медиапространстве называет анархией. Уверен, что побороть ее могут только "четкие правила регулирования того, что раньше либо не регулировалось, либо регулировалось плохо". Именно поэтому под действие закона подпадут интернет-СМИ. Причем не только классические в виде информагентств или новостных сайтов, но Facebook, YouTube, даже визуальные онлайн-сервисы типа Netflix. Каждого, кто "регулярно распространяет информацию в текстовой, аудио-, визуальной или другой форме в электронном виде на собственном сайте или странице в соцсетях интернета" будут считать онлайн-медиа. Розкладай уверяет, что государство не интересуют сайты с фигурками лего или макраме, но если вы, скажем, онлайн-блогер, то ответственность придется нести такую же, как и крупному телеканалу.
"Функцию регулятора медийного рынка хотят возложить на Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Но это политически ангажированный орган. Все предыдущие власти часто использовали его для давления на ТВ и радио" Сергей Томиленко, глава Союза журналистов Украины
Онлайн-медиа могут не регистрироваться как СМИ, но если они предоставляют платные услуги вроде подписки, то регистрация необходима. Это правило распространяется и на печатные СМИ. А вот цифровым радиостанциям и телевидению необходимо будет получить лицензию. Они, кроме того, обязаны будут указать конечных бенефициаров, а также источники финансирования. Установят и антимонопольный лимит: одному физическому или юрлицу запретят контролировать более 35% от общего объема медиарынка телевидения и радиовещания (для сравнения, в США монопольные ограничения — 5%) и 5% от общего количества зарегистрированных печатных СМИ. Это значит, что на рынке медиа сохранится олигархический статус-кво.
Нормы языковой политики медиа "переехали" в новый законопроект из старого законодательства без изменений: 90% контента общенациональных теле- и радиоканалов и 80% региональных вещателей с 7 до 22 часов должны быть на украинском языке. Для телеканалов и радиостанций, которые, согласно лицензии, могут вести трансляцию на языке коренных народов Украины, доля украиноязычного контента не должна быть меньше 75%. Использование других языков в фильмах разрешается на уровне не более чем 10%, субтитры и дубляж русскоязычного видеоконтента на государственном языке обязательны.
Отдельный раздел законопроекта посвящен противодействию информационным атакам страны-агрессора. YouTube, Facebook, Instagram и прочие провайдеры публичного доступа обязаны будут контролировать безопасность детского контента.
Не нужно будет согласовывать интервью с чиновником или политиком перед публикацией: что сказал — то сказал. Интервьюируемый также не сможет запретить публиковать материал.
Всесильный регулятор
Критики законопроекта указывают на размытость его формулировок, что позволит Национальному совету по вопросам телевидения и радиовещания, на которого возложат функции контроля СМИ, без конца их кошмарить. "Например, чтобы определить, являюсь ли я онлайн-медиа, авторы законопроекта предлагают включать критическое мышление, чтобы отличить мысли настоящих специалистов от диванных экспертов. Это, простите, как? Закон должен давать четкие определения и процедуры, а нам предлагают нечто, что откроет возможность для власти в ручном режиме управлять медиа", — комментирует Татьяна Котюжинская, глава правления Национальной ассоциации украинских медиа. Она уверена, что с помощью предлагаемого законопроекта любое медиа можно закрыть в течение суток.
Для этого разработали жесткие санкции. Например, печатные СМИ за незначительное нарушение могут оштрафовать до 118 тыс. грн, за грубое — до 354 тыс. Вилка штрафов для онлайн-медиа — 5–24 тыс. грн. Злостных нарушителей предлагают лишать регистрации или лицензии. "Обжалование в суде решений Нацсовета по вопросам телевидения и радиовещания может занять полгода и больше. В это время медиа не смогут выходить. А пока продолжается суд, по просьбе регулятора правоохранительные органы — будь то полиция или СБУ — будут проводить проверки. Тем самым власть почистит рынок, который, как она выражается, "слишком перегрет". В таких условиях медиа проще закрыться", — считает Татьяна Котюжинская.
ВажноСВОБОДНЫЙ РЫНОК. Некоторым СМИ после принятия закона проще будет закрыться
С теми полномочиями, которыми хотят наделить Нацсовет по вопросам телевидения и радиовещания, журналисты этот орган уже окрестили полицейским для медиа. Авторы законопроекта дают Нацсовету практически чрезвычайные полномочия с раздутым штатом сотрудников и бюджетом, почти как у МВД. Объясняют это тем, что Нацсовет не должен быть конторой для выдачи лицензий.
Однако большие полномочия создают большие риски. К примеру, избирательный подход к проверкам, когда их жертвами традиционно становятся критикующие власть медиа. "Ключевая проблема — предложенный законопроект не решает вопрос деполитизации Нацсовета и его независимости от разных влияний, как со стороны власти, так и со стороны индустрии", — считает Диана Дуцик, исполнительный директор Украинского института медиа и коммуникации. Несостоятельность законопроекта она видит и в том, чем предлагают заниматься Нацсовету. Ведь в 58-й статье Конституции предмет деятельности этого органа записан предельно четко: телевидение и радиовещание. Никаких интернет-СМИ, печатных медиа или блогеров там нет. Более того, о необходимости регулирования прессы и блогеров ничего не говорится и в Директиве ЕС об аудиовизуальных медиауслугах, на которую ссылаются авторы законопроекта. Выглядит так, что под видом Договора об ассоциации с ЕС и стандартов Совета Европы власть пытается установить полный контроль над информационным пространством.
Обязательное тестирование
В отличие от США, где первая поправка к конституции запрещает Конгрессу и законодательным собраниям штатов принимать законы, ущемляющие свободу слова и печати, украинская власть пишет законы под себя. Нетерпимость новой власти к независимому мнению настолько высока, что те готовы ввести запреты, игнорируя 34-ю статью Основного Закона.
Новый медийный кодекс готовили восемь лет, написали 175 страниц, заменят им пять действующих законов
"В новом законопроекте сохраняется идея установления мегаконтроля над всеми медиа. Функцию регулятора предлагается возложить на Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания. Это политически ангажированный орган, где половину состава назначают представители политических партий Верховной Рады, а вторую половину — президент, — заявляет Сергей Томиленко, глава Союза журналистов Украины. — В Нацсовете нет ни одного представителя непосредственно от медиа или защитников свободы слова. Поэтому он больше ориентирован на санкции против СМИ, чем на защиту их интересов и развитие рынка. Нацсовет часто был тем кнутом, который все предыдущие власти использовали для давления на телевидение и радиовещание. А теперь этот кнут хотят распространить на все без исключения медиа. Это недопустимо!"
Важно1 июля профильный парламентский комитет рекомендовал законопроект о медиа к рассмотрению парламентом. Реакцией медиасообщества стало открытое обращение к президенту не подписывать закон в случае его принятия в нынешнем виде. Эксперты прогнозируют, что законопроект включат в повестку сессии еще до летних каникул депутатов. Тогда же "слуги народа" попытаются принять его в первом чтении, чтобы осенью проголосовать окончательно. Дедлайн — местные выборы, на которых, по всей видимости, власть и хочет опробовать новую схему контроля журналистов и блогеров.