Работа без зарплаты. Компании ищут любые возможности сократить расходы
В июле несколько тысяч сотрудников British Airways будут работать на авиакомпанию бесплатно. Это должно помочь ей пережить трудные времена
На сайте British Airways (ВА), самолеты которой доставляют пассажиров в 550 городов мира, сказано, что работа в крупнейшей авиакомпании Великобритании не просто трудовая деятельность – это особая привилегия, уникальный способ жизни, возможность бывать в самых отдаленных уголках планеты и окунаться в неповторимый культурный мир других народов. 30 тысяч сотрудников ВА, из которых более 13 тыс. трудятся в составе летных экипажей, вряд ли по-прежнему воспринимают свою работу как высшую привилегию. Им придется проявить чувство лояльности и принять предложение исполнительного директора British Airways Вилли Уолша, о котором глава компании сообщил в разосланном на днях электронном письме. Сотрудникам предложили поработать в компании на волонтерских условиях или взять неоплачиваемый отпуск (на период от одной до четырех недель) с последующим сокращением зарплаты на 3–6 месяцев. По желанию они также могут перейти на частичную занятость или согласиться на более длительный неоплачиваемый отпуск.
В представительстве British Airways Фокус заверили, что каждый сотрудник имеет право самостоятельно решать, участвовать ли в инициативе. Программа, предложенная руководством, "является сугубо добровольной". Пример своим подчиненным подает сам Вилли Уолш.
"Я рассчитываю на поддержку всех сотрудников компании, на их посильное участие в экономии, надеюсь, они помогут компании выжить", – заявил г-н Уолш и демонстративно отказался от июльской зарплаты, составляющей £61 тыс. ($100,6 тыс.). Вслед за шефом пожертвует своим месячным заработком в $60,3 тыс. и финансовый директор ВА Кейт Уильямс, а также многие менеджеры высшего звена.
Эти меры помогут компании сэкономить около $16 млн., заявили Фокусу в представительстве ВА в Киеве.
Как отреагируют пассажиры на то, что их будут обслуживать люди, работающие бесплатно, в компании не знают. "В любом случае, эта программа не отразится на высоком качестве обслуживания наших пассажиров", – заверили в ВА.
Без бизнес-класса
Поначалу профсоюзы отреагировали на предложение с сарказмом, заявив, что сотрудники компании, в отличие от президента, не могут позволить себе работать за спасибо. Годовая зарплата Уилли Уолша составляет $1,2 млн., не считая бонусов, так что месяц без заработка его не разорит, заметили лидеры профсоюзов. Средняя зарплата членов экипажей ВА, согласно данным Управления гражданской авиации, – $49,3 тыс. в год.
Справедливости ради стоит отметить, что BA платит своим сотрудникам едва ли не в два раза больше, чем конкурирующие авиакомпании. Для сравнения: $23,7 тыс. зарабатывают члены экипажей Virgin Atlantic и $33,3 тыс. – easyJet. Пилоты BA в среднем получают $177,5 тыс., в то время как в Virgin – всего $147,7 тыс. и $117,8 тыс. в easyJet.
Но после прошлогодних убытков, которые составили £401 млн. ($661,6 млн.), ВА пришлось разработать программу по сокращению расходов. Генеральный секретарь британского профсоюза пилотов BALPA Джим Мак Ауслан заверил коллег, что компания не блефует, когда говорит о том, насколько плохи ее дела, ведь существенную часть дохода ВА получает благодаря пассажирам, летающим бизнес-классом, а их сегодня практически не осталось.
Убедить рядовых сотрудников в том, что предложенный антикризисный пакет – единственный способ спасти компанию, не так-то просто. После многочисленных скандалов со сверхприбылями топ-менеджеров работники среднего и низшего звена, о какой бы сфере деятельности ни шла речь, относятся к попыткам урезать им зарплату с подозрением.
"Я поработаю на ВА бесплатно, если компания согласится оплатить $1700 моего кредита за недвижимость, будет заправлять бензином мою машину и кормить меня на протяжении всего месяца, видя, как я пытаюсь проделать все это самостоятельно на $2500 в месяц, – возмущается в блоге Тони из Лондона. – Мистер Уолш, ваше время истекло. Ваши жирные коты из менеджмента компании виноваты в том, что мы оказались в такой ситуации!"
Но не все реагируют так категорично.
"А мне кажется, что неоплачиваемая работа меняет взаимоотношения работодателя и работника, – считает Арун Рахра из Лондона. – Это уже не техническая схема: сделай дело – получи деньги. Тут появляется доверие. Я бы работал просто так только в том случае, если бы моя компания стала в будущем по отношению ко мне лояльна".
По сообщениям Associated Press, профсоюз пилотов призвал сотрудников British Airways согласиться на меньшую зарплату. В обмен летчикам предложат акции BA. Коснется ли это предложение других сотрудников компании – вопрос пока открытый.
"Мы проводим переговоры с другими категориями персонала о возможных изменениях в оплате и условиях труда, но эти изменения пока находятся на стадии обсуждения", – сообщили Фокусу в представительстве компании. Среди прочих антикризисных мер ВА – сокращение количества полетов и отказ от использования некоторых самолетов из авиапарка компании.
В здоровье и в бедности
Международная транспортная ассоциация (IATA), которая представляет 230 авиалиний со всего мира, называет 2009 год самым тяжелым для индустрии. Она прогнозирует потери в размере $9 млрд., что почти в два раза больше, чем в прошлом году ($4,7 млрд.)
В нынешнем году авиалинии будут вынуждены сократить не менее 100 тысяч рабочих мест.
"То, что предлагают Британские авиалинии, часто используют в той сфере бизнеса, где я работаю, – говорит Аннон из Шотландии. – Вариантов может быть множество: от сокращения зарплаты до снижения количества рабочих часов или просьбы взять отпуск на неопределенное время. И тут уж "нет" не скажешь – тебя запросто могут сократить, а другой работы не найти. Как по мне, это честно: в лучшие времена мы делимся заработком, в худшие – все идут на сокращение зарплаты, если это позволит сохранить больше рабочих мест".
Экономный бизнес
Во время финансового кризиса компании ищут любые возможности сократить расходы. Вот некоторые способы сэкономить:
Сокращение рабочих мест.
Снижение зарплаты.
Сокращение количества рабочих часов.
Работа на дому.
Снижение объемов социальных пакетов, отказ от медстрахования (характерно для российских компаний).
Отпуск за свой счет.
Сокращение количества командировок.
Отказ от оплаты мобильной связи сотрудников.
Уменьшение бонусов для топ-менеджеров (часто компании согласны выплачивать бонусы только при условии, если финансовый год закончится без убытков).
Экономия на офисах. Компании снимают более дешевые офисы или подыскивают субарендаторов.
Яна Седова