Ядерный космос. Поможет ли США ядерная энергетика в космических гонках с Китаем и РФ

Термоядерный синтез, ядерная энергетика, ядерный реактор, ядерные технологии, освоение космоса,
Фото: Universe Today | Могут ли США сохранить лидерство в ядерных технологиях на фоне РФ и Китая?

Россия строит ядерный космический буксир, а Китай объявил о создании ядерной системы, в 100 раз более мощной, чем существующие американские разработки. Специалисты, работающие в этой области, задаются вопросом: могут ли США сохранить лидерство?

На бумаге Соединенные Штаты давно уже перегнали другие страны в ядерных космических технологиях. Шесть десятилетий назад Америка запустила в космос ядерный реактор (он все еще там), а с тех пор страна потратила более 15 миллиардов долларов на дюжину государственных программ по развитию ядерного космического потенциала, не осуществив ни одного запуска. Тем временем Россия строит ядерный космический буксир, а Китай объявил о создании ядерной системы, в 100 раз более мощной, чем существующие американские разработки.

Хотя эти заявления могут преувеличивать техническую реальность, все специалисты, работающие в этой области, задаются вопросом: могут ли США сохранить лидерство?

Фокус перевел новый текст Райана Вида, посвященный дальнейшему развитию ядерных технологий.

Программы, над которыми совместно работают Агентство перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) и NASA, к концу десятилетия создадут ядерные тепловые двигатели на основе расщепления ядра. Эти достойные уважения исследования приведут к созданию космических аппаратов с маневренностью в два-три раза большей, чем у нынешних, использующих химическое топливо. Благодаря активной зоне реактора, нагревающей газообразный водород, ядерная тепловая силовая установка позволяет быстро реагировать на маневры в условиях космоса, сохраняя высокое отношение тяги к весу. В дополнение к ядерной тепловой тяге NASA также исследует применение расщепления ядра для питания электрических силовых установок (Nuclear Electric Propulsion), что откроет еще большие возможности для будущих полетов на Марс и других межпланетных миссий.

Недостатком всех этих ядерных реакторов остается громоздкость – как по размеру, так и по весу. С учетом топлива, замедлителя, защиты, преобразователя энергии и радиаторов, самый маленький реактор все еще остается довольно тяжелым. Поскольку Министерство обороны продолжает создавать более компактные и разукрупненные космические аппараты, физика подталкивает нас к поиску альтернативных решений (то есть без расщепления ядра) для ядерных двигателей и энергии. Пока NASA и DARPA работают над традиционными подходами к делению ядра, Отдел оборонных инноваций поддерживает нетрадиционные подходы к атомной энергетике, не связанные с расщеплением.

Скорость, мощность и реакция – вот факторы, определяющие успехи или неудачи в космосе. Игроки, претендующие на доминирование в космосе, должны расширять свои границы и всегда думать на несколько шагов вперед.

Как руководитель программы в Отделе оборонных инноваций, я возглавляю инициативу Министерства обороны по созданию прототипов новых атомных энергетических и двигательных систем для малых космических аппаратов. Эта работа непосредственно повлияет на использование Соединенными Штатами энергетики в космосе, открыв эру, в которой космические аппараты смогут тактически маневрировать в окололунном пространстве.

Если Министерство обороны США хочет до конца десятилетия получить космические корабли наподобие звездолетов, Америке нужен гораздо более компактный, быстрый и безопасный подход к ядерной энергетике. В цислунарном пространстве, которое почти в 2000 раз больше геостационарной орбиты, Министерству обороны понадобятся космические аппараты с передовыми показателями маневренности и мощности, задающие "правила этикета" и правила коммерческой деятельности в этой новой области.

Хорошая новость в том, что уже существуют подходящие коммерческие концепции. Американские компании возглавляют разработку радиоизотопов нового поколения и компактных термоядерных реакторов, которые могут значительно улучшить маневренность по сравнению с нынешними космическими платформами Министерства обороны (например, X-37B). Давайте рассмотрим эти ядерные технологии, препятствия для них и будущее, которое они могут открыть.

Космический самолет Х-37В

Радиоизотопы

Все гениальное просто: радиоактивные материалы подвергаются ядерному расщеплению с выделением тепла, которое можно преобразовать в электричество. Эта электроэнергия обеспечивает работу датчиков космического корабля, средств связи и электрических двигательных установок (например, ионных приводов). Радиоизотопные энергетические системы существуют с первых дней космической эры, и плутоний-238 с его постоянным тепловыделением и низким гамма/нейтронным излучением до сих пор остается предпочтительным источником. Несмотря на дороговизну и дефицитность, радиоизотопные источники плутония-238 продолжают питать экспериментальные и действующие космические системы на Луне и Марсе.

Благодаря периоду полураспада в 88 лет плутоний-238 может вырабатывать устойчивую энергию в течение десятилетий, что доказано его использованием в межзвездных зондах "Вояджер", продолжающих поддерживать связь с Землей спустя почти полвека после запуска.

Однако ведущая радиоизотопная энергетическая система представляет собой устройство размером с микроволновую печь, обеспечивающее примерно 100 ватт мощности при довольно низком КПД (около 5%). При мощности около 2 ватт на килограмм эти устройства слишком тяжелы и производят слишком мало энергии, чтобы приводить в движение будущие спутников Министерства обороны, где речь идет о гораздо более коротких сроках.

плутоний-238, Термоядерный синтез, токамак, Термоядерный синтез в магнитном конфайнменте, ядерная энергетика, ядерный реактор, ядерные технологии, освоение космоса, ядерная энергия в космосе, гонка сша и китая, гонка технологий, соревнование технологий, ядерные космические технологии, разработка радиоизотопов нового поколения, радиоизотопы, разработка радиоизотопов, радиоизотопные источники энергии Fullscreen
"Вояджер" поддерживает связь с Землей в течении десятилетий благодаря плутонию-238
Фото: NASA/JPL-Caltech

Если плутоний дорог, дефицитен и не обладает необходимой плотностью мощности, возможно, радиоизотопы с более коротким периодом полураспада – лучший вариант? Могут ли более высокопроизводительные радиоизотопные источники реально обеспечить энергией как различные датчики, так и электрические двигательные установки?

Такими источниками могут быть кобальт, европий и стронций.

Новая политика Белого дома (например, Директива-6 по космической политике и президентский Меморандум-20 по национальной безопасности), а также ожидающееся нормативное руководство Федеральной авиационной администрации открыли коммерческим организациям возможность получать лицензию на производство и эксплуатацию этих радиологических материалов.

С точки зрения безопасности производства 100-ваттный радиоизотопный источник плутония-238 находится в той же нормативной категории, что и 27 000-ваттный источник европия или 17 000-ваттный источник кобальта. Эти радиоизотопы с более коротким периодом полураспада (от 5 до 15 лет) могут достичь плотности энергии в 30 раз выше, чем плутоний – до нескольких сотен ватт на килограмм.

С точки зрения безопасности производства 100-ваттный радиоизотопный источник плутония-238 находится в той же нормативной категории, что и 27000-ваттный источник европия

Один из способов создания мощных (более 1000 ватт) радиоизотопных источников энергии разрабатывает компания USNC-Tech при финансировании NASA. Новая технология будет использована для встречи с первым известным межзвездным объектом Oumuamua, который в настоящее время удаляется от Земли со скоростью около 30 километров в секунду. Такая ошеломляющая энергетическая система не только превзойдет плутоний-238, но и обеспечит плотность мощности, по крайней мере, в 10 раз выше, чем аналогичная по размерам энергетическая система с реактором расщепления, и может быть готова за годы до появления первых систем на основе деления. Компаниям, разрабатывающим эти новые радиоизотопные энергосистемы, предстоит большая работа – им придется разработать новые схемы облучения, методы инкапсуляции, экранирования и удаленного управления, а также решить задачу преобразования энергии. Но результаты будут поистине невероятными.

Термоядерный синтез: всего через 30 лет?

Построить компактный термоядерный реактор можно в собственном гараже. Проблема заключается в том, чтобы получить из него больше энергии, чем вы используете для его работы. Это соотношение выходящей и входящей энергии называется Q-фактором. На сегодняшний день термоядерный реактор с Q-фактором больше единицы до сих пор не построен, несмотря на десятки стартапов, связанных с термоядерной энергией, зарождающийся интерес промышленности и постоянную надежду, что до термоядерного синтеза уже рукой подать. Согласно отчету, опубликованному в этом году, ближе всего к цели подошел Q-фактор 0,33 в течение 5 секунд, достигнутый на Объединенном европейском токамаке.

Если ядерный синтез уже не за горами, то как можно использовать термоядерные реакторы в космосе? Давайте рассмотрим возможные варианты.

Термоядерный синтез в магнитном конфайнменте

Крупнейший термоядерный реактор под названием Объединенный европейский токамак (Joint European Tokamak) использует магнитные катушки для удержания горячей плазмы в устройстве в форме пончика (токамаке). Этот подход, называемый магнитным удержанием, разрабатывался с самых первых дней термоядерного синтеза.

термоядерный синтез, термоядерный синтез для космоса, Термоядерный синтез, токамак, Термоядерный синтез в магнитном конфайнменте, ядерная энергетика, ядерный реактор, ядерные технологии, освоение космоса, ядерная энергия в космосе, гонка сша и китая, гонка технологий, соревнование технологий, ядерные космические технологии, разработка радиоизотопов нового поколения, радиоизотопы, разработка радиоизотопов, радиоизотопные источники энергии Fullscreen
Объединенный европейский токамак - ДЖЕТ для удержания горячей плазмы в устройстве в форме пончика

Для достижения Q-фактора больше единицы при использовании магнитного термоядерного синтеза требуются огромные объемы плазмы, окруженные криогенно охлаждаемыми сверхпроводящими электромагнитами размером со здание. Самый дорогой научный эксперимент в истории человечества, Международный термоядерный экспериментальный реактор (ITER), как ожидается, достигнет Q-фактора более 10, но он будет построен лишь к 2035 году. Тем не менее, возможно, что другие устройства магнитного синтеза (например, SPARC), использующие преимущества новых сверхпроводниковых материалов, смогут производить безуглеродную электроэнергию уже в ближайшее десятилетие. Однако они не смогут хорошо работать в космосе – даже очень большой космический корабль просто не выдержит сотен тонн магнитов, необходимых для магнитного термоядерного синтеза. Итог: магнитный термоядерный синтез будет хорош для Земли, но слишком тяжел для космоса.

Инерциальный термоядерный синтез

Другой подход к термоядерному синтезу основан на сжатии атомов до их слияния, что называется инерционным удержанием. Соединенные Штаты впервые успешно продемонстрировали ядерный синтез с инерционным удержанием во время испытания оружия в рамках операции "Парник" на атолле Эниветок в Тихом океане в 1951 году. Но из термоядерного оружия получаются не очень хорошие ракеты для наших целей (и NASA, и ВВС США пытались это сделать).

Мечты о Луне. Пять самых ожидаемых исследований и миссий в космосе

С подписанием договоров о запрещении ядерных испытаний и появлением лазера в 1960-х годах ученые начали изучать возможность использования фотонов вместо ядерных взрывов, чтобы сжать атомы водорода вместе и достичь термоядерного синтеза.

Эта техника была усовершенствована в Национальном комплексе лазерных термоядерных реакций Министерства энергетики, где 192 лазера размером с три футбольных поля фокусируются на термоядерной мишени размером с карандашный ластик в мощном импульсе. За эти несколько наносекунд лазеры поглощают в 500 раз больше энергии, чем производится в Соединенных Штатах, доказывая, что сжать атомы с помощью света чрезвычайно сложно.

Хотя физика уже близка к цели (недавно установка достигла Q-фактора 0,7), создание космического корабля, несущего инфраструктуру для импульсных лазеров, либо неосуществимо, либо приводит к созданию неоправданно огромных и дорогих конструкций.

термоядерное оружие, операция парник, Термоядерный синтез, токамак, Термоядерный синтез в магнитном конфайнменте, ядерная энергетика, ядерный реактор, ядерные технологии, освоение космоса, ядерная энергия в космосе, гонка сша и китая, гонка технологий, соревнование технологий, ядерные космические технологии, разработка радиоизотопов нового поколения, радиоизотопы, разработка радиоизотопов, радиоизотопные источники энергии Fullscreen
Взрыв устройства "Джордж" в рамках операции "Парник"

Электростатический конфайнмент

Электростатический конфайнмент — это, пожалуй, самая старая и наименее эффективная из концепций термоядерного синтеза, не удостоившаяся серьезного внимания с тех пор, как ее запатентовал Фило Т. Фарнсворт в 1960-х годах. При электростатическом синтезе электроды заставляют ионы ускоряться в направлении центральной части активной зоны реактора, где они сталкиваются с другими ионами и могут слиться вместе. Этот метод позволяет создать термоядерное устройство, не требующее магнитов, лазеров или конденсаторов размером с дом.

Реактор электростатического синтеза был бы сверхлегким, однако устройства чистого электростатического синтеза никогда не достигали Q-фактора более 1 из-за фундаментального физического ограничения: столкновения между ионами вызывают потери в удержании гораздо быстрее, чем приводят к столкновениям, запускающим реакцию синтеза. Итог: устройство достаточно легкое для запуска в космос, но требует настоящего прорыва в физике для преодоления фундаментальных ограничений.

Гибридный конфайнмент

Становится ясно, что для создания достаточно компактных двигательных установок космических аппаратов потребуется сочетание методов, основанных на плазменном конфайнменте. В последние годы в эти гибридные подходы были вложены миллиарды долларов частного капитала. Устройства магнитоинерциального термоядерного синтеза (например, General Fusion) начинают с намагниченной плазмы низкой плотности, а затем используют "лайнер" для сжатия до условий термоядерной реакции.

Другой многообещающий гибридный подход предполагает использование самого плазменного топлива для создания ограничивающего магнитного поля (похожего на самоподдерживающееся дымовое кольцо) и столкновение этих плазм друг с другом (как, например, пытается сделать Helion). Важной характеристикой этих новых устройств является их малый размер. Компания Avalanche Energy сейчас работает над концепцией гибридного электростатического/магнитного конфайнмента, которая вполне может привести к созданию "карманного" термоядерного реактора. При таких компактных размерах установка термоядерного реактора на космический корабль – уже скорее наука, чем фантастика.

Итого: физика еще не вполне совершенна, но гибридный термоядерный реактор может оказаться достаточно легким для запуска в космос.

гибридный конфайнмент, термоядерный двигатель, Термоядерный синтез, токамак, Термоядерный синтез в магнитном конфайнменте, ядерная энергетика, ядерный реактор, ядерные технологии, освоение космоса, ядерная энергия в космосе, гонка сша и китая, гонка технологий, соревнование технологий, ядерные космические технологии, разработка радиоизотопов нового поколения, радиоизотопы, разработка радиоизотопов, радиоизотопные источники энергии Fullscreen
Устройство магнитоинерциального термоядерного синтеза General Fusion

Так где же мы находимся на пути к установке термоядерных реакторов на космические корабли Министерства обороны? Несмотря на все трудности, связанные с созданием космических аппаратов, у космического термоядерного реактор по сравнению с наземными есть одно преимущество.

При термоядерном синтезе планка для получения коммерческой электроэнергии на Земле чрезвычайно высока (для рентабельности термоядерной электростанции может потребоваться Q-фактор более 50). Однако для приведения в движение и питания космических кораблей может хватить Q-фактора около двух, поскольку здесь меньше этапов преобразования и транспортировки энергии. В ближайшей перспективе такие коммерческие технологии будут чрезвычайно ценны для двигателей и систем космических аппаратов Министерства обороны, так что рискнуть определенно стоит.

Что дальше?

Отдел оборонных инноваций сосредоточен на двух подходах к ускорению нашего пути к наземным и летным испытаниям прототипов: компактном термоядерном синтезе и концепции радиоизотопов нового поколения, которые для малых спутников превзойдут характеристики энергосистем с реактором деления.

Первый орбитальный прототип должен быть представлен в 2027 году. Этот подход не лишен технических и программных рисков. Необходимо добиться термоядерного синтеза, который генерирует больше энергии, чем потребляет (Q-фактор более 1), сформировать производство для высокомощных радиоизотопов, и, что самое главное, промышленность и Министерство обороны должны обеспечить общественную безопасность, работая рука об руку с регулирующими и лицензирующими органами.

Это непростые задачи. На самом деле, многие специалисты в отраслях расщепления ядра, синтеза и космической промышленности считают успех этих разработок крайне маловероятным. Но Америка не сможет добиться инноваций без рискованных новых технологий. Таков путь.

Об авторе:

Райан Вид – менеджер космической программы перспективных ядерных двигателей и энергетики в Отделе оборонных инноваций. Доктор физики и летчик-экспериментатор ВВС США, налетавший более 2000 часов на более чем 30 различных самолетах. В качестве научного сотрудника NASA Innovative Advanced Concepts Fellow изучал радиоизотопные позитронные двигательные установки. Работая в компании Blue Origin, Райан разработал и создал инструментальную лабораторию для криогенного ракетного топлива. Как основатель компании Positron Dynamics, он спроектировал и построил установку для позитронного луча и разработал концепты высокоспецифичных импульсных двигательных установок.

Невосполнимая утрата. NASA начинает отключать "Вояджеры" – самые далекие рукотворные объекты