Смертельный выбор. Что ждет мировую экономику после референдума в Греции

Фото: rus.err.ee
Фото: rus.err.ee

Журналисты Washington Post Метт О’Брейн и Закари А. Гольдфарб проанализировали возможные последствия отказа греков от предложенного МВФ режима экономии

Related video

После пяти лет бюджетных баталий экономика Греции изрядно потрепана. Страна на грани того, чтобы стать первым беглецом из ЕС. На прошлой неделе правительство Греции пропустило критически важный платеж по задолженности перед Международным валютным фондом и греческие банки были вынуждены закрыться.

А в воскресенье греки на редкость единодушно проголосовали за то, чтобы отклонить требования европейских экономических структур, обещавших дополнительную финансовую помощь. Банки страны сейчас находятся под угрозой краха, и страна может быть вынуждена покинуть еврозону.

В своей статье Метт О"Брейн и Закари А. Гольдфарб ответили на наиболее часто задаваемые вопросы, связанные с дальнейшей судьбой Греции.

1

Что сейчас происходит в Греции

На референдуме в воскресенье Греция отклонила пакет мер жесткой экономии, предложенный европейскими лидерами, обещавшими финансовую помощь.

Вопрос, вынесенный на референдум, звучал так: "Принимаете ли вы предложение Европейской комиссии, Европейского центрального банка и Международного валютного фонда о Еврогруппе от 25 июня 2015 года, состоящее из двух частей? Первый документ называется "Реформы для завершения текущей программы", а второй "Предварительный анализ приемлемости долга".

По сути, вопрос состоял в том, должна ли Греция вести аскетичный образ жизни, выполняя условия Европы, или лучше выходить из кризиса самостоятельно. Иными словами, можно было значительно сократить расходы на социальные нужды, как требовали европейцы. Представитель левой партии СИРИЗА, победившей на выборах благодаря программе антиэкономии, давно говорил, что греки отвергнут требования Европы. Многие думали, что этого не произойдет, в частности потому, что хоть грекам и не нравится европейская антикризисная программа, они выступают против выхода из еврозоны.

Греческий прецедент осложнит положение тех стран, в которых подозревают следующее "слабое звено"

5 июля был дан окончательный ответ — Греция хочет наметить собственный курс. Теперь позиции СИРИЗА на переговорах станут сильнее, чем прежде, однако партии предстоит провести страну по непростому пути, преодолеть финансовый и гуманитарный кризис. 11 миллионам греков придется полагаться на удачу в экономических вопросах. И так будет жить не одно поколение.

2

Что дальше

Если бы Греция проголосовала за, были бы проведены новые выборы — Европа не доверяет СИРИЗА. Затем началась бы реализация программы жесткой экономии, а после этого — новые переговоры Греции и Европы в том же духе, что и прежде. Теперь СИРИЗА, возможно, решит, что у нее более сильная позиция в диалоге с Европой. Впрочем, это еще нужно проверить. Первые признаки реакции экономики на результаты референдума появились уже в воскресенье вечером, когда открылись азиатские биржи. Тогда эксперты заговорили об "обмороке" рынков. Инвесторы тоже могут отказаться кредитовать Грецию, так как банки и правительство не имеют существенных средств.

Канцлер Германии Ангела Меркель в понедельник вылетела в Париж на саммит стран еврозоны, который должен состояться во вторник, чтобы обсудить нынешний кризис. Под давлением европейских лидеров СИРИЗА может смягчить позицию, учитывая, что греки не хотят покидать еврозону. Но если Европейский центральный банк в конечном итоге не даст банкам Греции денег, у них останется только два пути: брать деньги у вкладчиков или печатать.

Первый вариант два года назад использовал Кипр, когда ЕЦБ прекратил вливания в кипрские банки, это называлось "банковский залог". Второй вариант доступен в том случае, если бы у Греции была валюта, которую можно печатать. Сегодня это нереально — Греция пользуется евро. Придется убить европейскую валюту и вернуть драхму, чтобы осуществить рекапитализацию банков с помощью печатного станка.

3

Как возникла нынешняя ситуация

Эта долгая история началась в дни создания евро. Если сравнить немецкий и греческий опыт, окажется, что у Германии не было почти никаких проблем, когда дело доходило до отчислений налогоплательщиков, в то время как Греция столкнулась с беспрецедентными трудностями. В Германии меньше непогашенных налоговых долгов, чем в любой другой стране Европы, а в Греции — больше, чем любой другой.

На долю Греции приходится всего около 2% экономики еврозоны

Это различие не только дает Германии возможность занимать более здоровую позицию, но и демонстрирует разительный контраст между дисциплинированным и не очень дисциплинированным правительством. Это во-первых. Во-вторых, в Греции самый высокий уровень безработицы на континенте. Хуже той безработицы, которая подкосила Соединенные Штаты во время Великой депрессии. Без работы даже молодежь. 30 июня Греция объявила, что будет по умолчанию выплачивать МВФ 1,5 млрд евро.

У Греции нет 1,5 млрд евро. Страна пошла ва-банк. На прошлой неделе казалось, что переговоры могут возобновиться. Правительство Греции в последнюю минуту вновь обратилось за помощью, и Европа предложила незначительные уступки. Но тогда Германия и другие кредиторы дали понять, что они хотят дождаться референдума.

4

Насколько ужасно положение Греции

Ситуация действительно ужасная. Греция переживает один из самых страшных экономический спадов в современной истории, особенно учитывая, что сейчас не военное время.

5

Станет ли катастрофой выход Греции из еврозоны

Это трудно понять. При некоторых обстоятельствах последствия выхода из еврозоны могут быть позитивными. Многие экономисты, в том числе лауреат Нобелевской премии Милтон Фридман, предупреждали, что когда несколько стран с различными экономическими потребностями проводят единую денежно-кредитную политику без единой фискальной политики, это не работает. Всегда найдется кто-нибудь слишком слабый и не будет "страховки" от безработицы. Другими словами, евро — символ мира и процветания, сделавший это самое процветание невозможным для некоторых стран. Вместо того чтобы облегчить свой путь обратно к конкурентоспособности, Греция была вынуждена выкачать средства из экономики. Пришлось сократить заработную плату вместо того, чтобы переложить часть нагрузки на национальную валюту. Похожая проблема когда-то возникла с золотым стандартом, созданным в 1930-е годы. Разница, однако, в том, что европейцы сейчас сильнее привязаны к евро, чем тогда к золотому стандарту.

6

Почему всех так интересует Греция с ее крошечной экономикой

На долю Греции приходится всего около 2% экономики еврозоны. Теперь, когда страна заимствует слишком много, МВФ, как правило, рекомендует фиксировать долги, сбалансировать бюджет и девальвировать национальную валюту. Идея заключается в том, что бессмысленно пытаться выплатить больше, чем вы можете. Хитрая вещь: повышение налогов и сокращение расходов болезненно для экономики, но необходимо для ее будущего роста. В противном случае сокращение национального дохода может усложнить дело. Вот почему МВФ предусматривает монетарное стимулирование — то есть удешевление валюты, с тем чтобы амортизировать удар жесткой бюджетной экономии. Кстати, именно таким образом Исландии удалось быстро восстановиться, хотя сокращение ее бюджета было больше, чем в любой другой стране, исключая Грецию. Впрочем, в Греции произошло нечто другое. Страна избежала режима жесткой экономии и действительно много получила.

Вместо того чтобы облегчить свой путь обратно к конкурентоспособности, Греция была вынуждена выкачать средства из экономики

Если Греция объявляет дефолт по своим долгам перед французскими и немецкими банками, те, в свою очередь, тоже могут обанкротиться вместе с кредитовавшими их структурами. Дальше больше — греческий прецедент осложнит положение тех стран, в которых подозревают следующее "слабое звено". Взлетит стоимость заимствований, скажем, для Португалии, "нажмут" на Испанию.

7

Что это значит для мировой экономики

В худшем случае Греция выйдет из еврозоны, и тогда вероятны следующие последствия:

Для Греции. Новая драхма будет падать, а инфляция расти в двузначных цифрах. Из-за импорта таких товаров, как продукты питания и нефть, многие компании обанкротятся. Правительство вынуждено будет принять сбалансированный бюджет за одну ночь. Иными словами, они испортят хорошую сделку. Собственно, это уже происходит, мы ведь говорим о стране с 25-процентной безработицей. Но через год или два болезненный период закончится и Греция останется с дешевой валютой, благодаря которой экспорт станет более конкурентоспособным, а туризм более привлекательным.

Для Европы. Во-первых, она потеряет реальные деньги — сотни миллиардов. Правительство Греции получило 240 млрд евро, а банки — 89 млрд евро в виде кредитов от ЕЦБ. В случае выхода из еврозоны будет дефолт.

Во-вторых, затраты по займам ухудшат положение Италии, Испании и Португалии, но то, что ЕЦБ уже купил их облигации и пообещал купить сколько нужно, чтобы удержать низкие процентные ставки, означает, что они выдержат. В-третьих, из-за всей этой неопределенности евро будет и дальше падать, улучшая позиции европейского экспорта. И, наконец, как бы жестоко это ни звучало, худшее, что может случиться с Европой — успех Греции после выхода из еврозоны. Это придаст смелости другим странам континента, которые тоже могли бы проводить политику антиэкономии, покажет, что им нечего терять кроме своих цепей.

Для США и всех остальных. Американские банки будут в порядке. Некоторые хедж-фонды потерпят неудачу. Укрепление доллара (оборотная сторона ослабления евро) сделают экспорт немного менее конкурентоспособными за рубежом. Вот и все.

Перевод Марии Бондарь