Бомба, поломка, ошибка экипажа. Все версии катастрофы российского самолета над Египтом

Фото: Максим Григорьев/ТАСС
Фото: Максим Григорьев/ТАСС

Западные СМИ предлагают свои версии ответа на вопрос, почему российский самолет взорвался в небе над Синаем

"Единственное разумное объяснение — вмешательство извне". Так руководство компании "Когалымавиа" объясняет падение своего самолета, отвечая на вопросы Би-би-си. Не удовлетворившись этим ответом, англичане предложили четыре собственные версии причин катастрофы.

Первая версия Би-би-си — технические неполадки. Ее подсказал министр гражданской авиации Египта Хоссам Камал, отметивший в интервью, что техническая неисправность — наиболее вероятная причина крушения. Кроме того, жена второго пилота Сергея Трукачева сообщила НТВ, что незадолго до вылета из Шарм-аль-Шейха ее муж в телефонном разговоре пожаловался на то, что состояние самолета "оставляет желать лучшего". Впрочем, по информации авиакомпании, самолет, выпущенный 18 лет назад, был полностью исправен, да и Камал не упоминал ни о каких конкретных неполадках или не пройденных технических тестах. На сайте Aviation Safety Network была опубликована информация о повреждении хвостовой части этого самолета в 2001 году. На устранение последствий этого повреждения потребовалось три месяца. Кстати, именно неисправность хвоста стала причиной крушения в 1985 году японского самолета, унесшего 520 жизней.

Вторая версия Би-би-си — ошибка экипажа. Пилот Валерий Немов налетал 12 тысяч часов, из них 3860 часов на А321, и вроде бы нет причин подозревать его в некомпетентности. Однако в этом вопросе точки над "и" могут быть расставлены только по итогам анализа материалов "черных ящиков", приборов, записывающих голоса членов экипажа, и установок, фиксирующих показания бортовых датчиков в каждый момент времени.

Третья версия Би-би-си — ракета, выпущенная террористами. Одна из экстремистских групп, действующих на Синайском полуострове, уже взяла на себя ответственность за падение самолета. Исламисты утверждают, что сбили его ракетой земля — воздух. Однако эксперты в сфере безопасности высмеяли эти утверждения. Самолет действительно разорвался в воздухе, но расстояние от точки взрыва до земли гораздо больше радиуса действия ракет, которыми могут располагать джахадисты. По данным экспертов, системы ПВО, находящиеся в распоряжении группы, заявившей о своей причастности к синайской катастрофе, гораздо слабее системы БУК, сбившей малайзийский самолет над Украиной в прошлом году. Корреспондент Би-би-си Френк Гарднер предположил, что ни Сирия, переживающая военный конфликт, в котором участвует Россия, ни Египет с его хрупкой экономикой, зависимой от потока туристов, не стали бы поощрять террористов, нацелившихся на российский самолет.

Четвертая версия Би-би-си — бомба на борту. Ее подсказал профессор Мишель Кларк, директор института Royal United Services. Он считает, что, поскольку корпус самолета разорвало надвое, речь идет о взрыве на борту.

Лизи Дерден из Independent задалась вопросом, почему экипаж гибнущего самолета не попытался связаться с наземным командным центром, чтобы доложить обстановку на борту и попросить о помощи. Ответ она получила из уст Андрея Аверьянова, заместителя генерального директора авиакомпании "Метроджет". По его мнению, повреждения, полученные самолетом в воздухе, были неожиданными, и с первых же минут катастрофы все системы вышли из-под контроля экипажа. Таким образом, у людей, находившихся на борту, не было технической возможности передать сообщение диспетчерам.

Для построения вполне достоверной картины катастрофы вовсе не обязательно ждать расшифровки "черных ящиков"

Корреспонденты Washington Post Энди Пасзтор, Дахлия Халаиф и Роберт Волл попытались выяснить, что имел в виду второй пилот, жаловавшийся на техническое состояние авиатранспортного средства. Они собрали информацию об истории взорвавшегося самолета. Оказалось, что это был старейший А321 из тех, которые до сих пор находятся в эксплуатации. Он летал с 1997 года, успел совершить почти 12 тысяч рейсов и налетать 56 тысяч часов. В 2003 году его купила турецкая авиакомпания Onur. Позже его эксплуатировали арабская компания Saudi Arabian Airlines и сирийская Cham Wings. Уже после них самолет попал в руки к последнему авиаоператору — российской "Когалымавиа", совершающей рейсы для "Метроджет".

Машина зарегистрирована в Ирландии, в регистрационных документах фигурирует структура под названием Willmington Trust SP Services — это владелец самолета, передавший его в лизинг "Когалымавиа". Ирландские власти утверждают, что взорвавшийся А321 регулярно проходил все необходимые технические проверки. В 2001 году хвостовая часть машины была серьезно повреждена, эксплуатирующие организации настаивают на том, что последствия этого повреждения были полностью устранены. Впрочем, экспертам в сфере гражданской авиации известны случаи, когда, казалось бы, устраненные технические проблемы десятилетней давности становились причиной катастроф. В 2002 году в воздухе взорвался китайский Джамбо, летевший в Гонконг с острова Тайвань. Причиной аварии оказалась неисправность, считавшаяся устраненной много лет назад.

По мнению авторов Washington Post, для построения вполне достоверной картины катастрофы вовсе не обязательно ждать расшифровки информации из бортовых "черных ящиков". Изучение повреждений и особенно формы разломов металлических конструкций позволяет сделать выводы о характере взрыва. Так, например, последствия взрыва топливной цистерны можно отличить от результатов ракетного удара. Все важные части самолета находятся в зоне доступа международных экспертов, так что ответ на вопрос, что случилось на борту погибшего А321, по логике вещей должен появиться в СМИ со дня на день.

По материалам: ВВС, Independent, WSJ
Перевод Марии Бондарь
Фото: theguardian.com