Услышьте Техас. Смогут ли в США "похоронить" Трампа и остановить раскол страны
Американская демократия показала свою уязвимость, но ее спасение не в том, чтобы вычеркнуть Трампа из политической жизни страны.
"Мы пройдем по Пенсильвания-авеню!" — воскликнул Дональд Трамп, выступая перед своими сторонниками за два часа до того, как Сенат и Палата представителей должны были официально утвердить победу Джо Байдена. Но вместо пешего марша к Капитолию во главе разношерстной компании MAGA-сообщества (Make America Great Again) он сел в черный внедорожник и отправился в свою резиденцию. Штурм американской святыни произошел без него. А когда позже принялся изображать из себя миротворца, ярые приверженцы Трампа покрыли его градом ругательств на Parler — платформе социальных сетей, любимой MAGA-активистами за ее слабую политику модерации. Одно из них, вероятно, войдет в историю наряду с самим шабашем 6 января: "дилдо". Для сеятеля фейковых новостей, а этим Трамп занимался всю свою каденцию, образ искусственного члена — своеобразная вершина эволюции. Вопрос, однако, в том, что все происшедшее означает для демократии — американской и не только.
Новый американский QAnon
Должно быть, неслучайно, что одна из самых тиражируемых фотографий из "осажденного" Капитолия — полуголый Джейк Анджели в меховой шапке с рогами. Он называет себя шаманом QAnon — крайне правой теории заговора, в которой утверждается, что клика поклоняющихся Сатане каннибалов-педофилов руководит всемирной сетью торговли детьми с целью сексуальной эксплуатации и готовит заговор против президента Трампа, который самозабвенно борется с этой напастью. В соответствии с QAnon, Трамп планирует "Бурю" — день расплаты, когда тысячи членов клики будут арестованы, предстанут перед военными трибуналами и будут отправлены в тюрьму Гуантанамо-Бей, а власть в стране перейдет в руки военных.
Это, по-видимому, апофеоз горячечного бреда, вскормленного Трампом. По букве Q на одежде родственные души изощренных конспирологов легко узнают друг друга. 35-летняя Эшли Бэббитт, ветеран ВВС США, служившая в Афганистане, Ираке, Кувейте и Катаре и убитая полицейским при попытке ворваться в зал заседаний Палаты представителей Конгресса, тоже была адептом QAnon. За день до трагических событий она написала: "Нас ничто не остановит. Они могут попытаться, но идет гроза, и она разразится над Вашингтоном меньше чем через 24 часа".
На самом деле гроза зародилась значительно раньше. Пул сторонников теории сатанинского заговора начал формироваться в 2017 году. Есть фото, датируемое ноябрем 2018-го, где запечатлен вице-президент страны Майк Пенс, разговаривающий с двумя хорошо экипированными бойцами полицейского спецназа в аэропорту во Флориде. На бронежилете одного из них, Майка Петтена, — знак в виде буквы Q на красном фоне. За это страж порядка получил дисциплинарное взыскание и был переведен в другое подразделение. Но это не отменяет факта, что к тому времени QAnon вовсю маршировало по Америке. Как и представители других правых и ультраправых движений.
Накануне штурма Роберт Эванс, изучающий вербовки, радикализации и общения террористических группировок через интернет, написал на сайте Bellingcat, что в соцсетях типа Parler в "последние месяцы неоднократно звучали призывы к вооруженному насилию и казни избранных политических лидеров. Возможно, более тревожным было свидетельство того, что ранее разрозненные куски правого крыла и фашистские медиаэкосистемы начали объединяться более связными способами".
Почему на это вяло реагировали правоохранительные органы? История с Майком Петтеном отчасти дает ответ на этот вопрос. Ультраправые при Трампе перестали быть политической обочиной Америки. Они присутствуют в разных профессиональных "кастах". В том числе — в полиции. Необязательно клеймить себя буквой Q, откровенно позиционировать себя белым националистом (как Ричард Барнетт из Арканзаса, позировавший в кресле спикера Палаты представителей Нэнси Пелоси, задрав ногу на стол) или формально принадлежать к числу Proud Boys ("Гордых парней") — группировки, которая борется с иммигрантами и левыми активистами и поддерживает Трампа. Достаточно быть сочувствующим этим идеям.
Похоронить Трампа
Дэвид Игнатус в The Washington Post предположил, что полиция изначально получила установку на мягкое противодействие, чтобы потом сторонники Трампа не создали из пострадавших участников столкновений культ мучеников. К тому же, по его мнению, если бы насилие приобрело массовый характер, это могло бы стать для Трампа поводом для того, чтобы использовать Закон о восстании, ввести военное положение и, в сущности, отменить выборы.
Эту карту не разыграли. Хотя, как пишет The New Yorker, в течение нескольких последних недель Трамп об этом раздумывал. Причем настолько всерьез, что это взбудоражило высокопоставленных военных чиновников, а все живые экс-министры обороны выступили с совместным заявлением, осуждающим подобные намерения. После "взятия Капитолия" дело ограничилось лишь введением чрезвычайного положения в Вашингтоне.
Байдену придется восстанавливать демократию на уровне штатов, если он не хочет, чтобы Америка впредь смотрела видео из Капитолия так, будто их снимал Эйзенштейн
Зато над самим Трампом нависли новые тучи. Нэнси Пелоси назвала его помешанным и опасным человеком. Демократы в Конгрессе обнародовали проект резолюции об импичменте президента. Еще один вариант "обезвреживания" Трампа, на который они уповают, — приведение в действие 25-й поправки к Конституции США. Она принята в 1967 году после покушения на президента Кеннеди и регламентирует передачу президентской власти в кризисных ситуациях. В частности, если действующий глава Белого дома не в состоянии исполнять обязанности, однако не желает оставлять свою должность, его можно отстранить силами вице-президента (к которому перейдут полномочия) и глав основных исполнительных служб. Это своеобразный ультиматум Майку Пенсу. Но он отказался. Вице-президент старается лавировать, чтобы не стать мишенью и для слишком рьяных сторонников Трампа, и для демократов. К тому же сегодня сами члены кабинета Трампа выбрали беспроигрышную тактику: они попросту увольняются в массовом порядке.
Есть ли вообще смысл в импичменте за считаные дни до исхода 45-го президента из Белого дома? Оказывается, да. Это, как пишет Дэвид Леонхардт в The New York Times, дисквалификация Трампа "с будущей должности". По мнению обозревателя, "если его не лишат права занимать пост в будущем, Трамп сможет доминировать в Республиканской партии и формировать американскую политику в течение следующих четырех лет. Если его дисквалифицируют, невозможно знать, что произойдет, но ясно одно: необычно популярная фигура, отвергающая основные принципы американской демократии, больше не будет иметь права руководить ею".
Жребий демократии и демократия жребия
"Невозможно знать, что произойдет" — очень точный оборот от Леонхардта. И в силу того, во что превратилось американское общество за каденцию Трампа, и по причине массового падения удовлетворенностью демократией во всем мире, включая граждан страны звездно-полосатого флага. Последний доклад Freedom House указывает на то, что состояние демократии в мире ухудшается 14-й год подряд. За последнее десятилетие сами Соединенные Штаты потеряли восемь "демократических баллов": в 2009-м с индексом 94 страна находилась по соседству с Чехией, теперь с индексом 86 переместилась к Аргентине и Польше.
"Золотой век" либеральной демократии начал тускнеть в конце 1990-х. С этим приходится считаться. Элен Ландемор, выпустившая в прошлом году книгу "Открытая демократия. Народовластие в XXI веке", объясняет сегодняшнее положение дел тем, что профессиональные политики, чей карьерный взлет прошел в структурах традиционных политических партий, неспособны кого-либо представлять. Выход из кризиса — в "открытой демократии". Так, как это делалось в античности, — методом случайной выборки. Исследовательница ссылается на ряд недавних работ в политологии, из которых следует, что граждане, наделенные властью на ограниченный срок фактически при помощи жребия, могут решать серьезные задачи.
Ландемор не первая, кто ратует за игру в "орел/решка" применительно к демократии. Увидеть в этом панацею едва ли возможно. Но рациональное зерно — вполне. Особенно для Америки, где некоторые законы разнятся от штата к штату, а сама страна не строится по российскому принципу "Москва — и все остальное". Америка — сетевая, "горизонтальная" в большей степени, чем "вертикальная", какую бы иллюзию ни создавали небоскребы Нью-Йорка. Поэтому корни того, что случилось в Капитолии, следует искать не только в Вашингтоне и Белом доме, но в том, что происходит с американской демократией на местах. В конце концов, все эти люди, которые пошли за Трампом, чем-то жили и о чем-то думали в своих Техасах и Аризонах. Там их знали, как знали о том, какой идеологический бульон им по вкусу и почему.
ВажноВ минувший понедельник Джо Байден написал у себя в "Твиттере": "Работа следующих четырех лет должна заключаться в восстановлении демократии и уважения к верховенству закона, а также в обновлении политики, направленной на решение проблем, а не на разжигание огня ненависти и хаоса". Золотые слова. Но значительную часть этой работы ему придется перенести "в поля" — на уровень городов и штатов. Если, конечно, он хочет действительно изменить Америку, чтобы впредь она не делала ставок на какого-нибудь "Трампа 2.0" и не смотрела видео из Капитолия так, будто их снимал Эйзенштейн.