Пиратская гавань. Власть намерена заставить украинцев избавиться от нелицензионного контента

Удалить нелицензионный контент за три дня или выложить 34 тыс. грн. — перед таким выбором вскоре окажутся украинские провайдеры и интернет-сайты

Киевский студент Дмитрий Стасюк коллекционирует редкую музыку. "Люблю хардкор и металл. Такие группы редко попадают в ротацию на радио", — говорит меломан. Впрочем, по его словам, независимые музыкальные коллективы не могли бы проводить концерты и продавать альбомы, если бы их песни нельзя было бесплатно скачать в интернете. "Многие группы сами знают, что свободное распространение записей способствует росту их популярности, и выкладывают свою музыку в сеть. А деньги зарабатывают за счет концертов", — поясняет Дмитрий.

Однако далеко не все владельцы контента готовы мириться с потерей денег, которые пользователи теоретически могли бы заплатить за музыку, фильмы или программы. С подачи правообладателей украинские власти намерены ужесточить борьбу с нарушением авторских прав в интернете. С этой це­лью Госслужба ин­­теллектуальной собственности разработала проект антипиратского закона. Документ позволяет в течение пяти дней блокировать сайты, уличенные в размещении пиратского контента: музыки, видео, программного обеспечения, книг или фотографий.

"Достаточно будет отправить в электронной форме письмо с жалобой на нарушение авторских прав в адрес Госслужбы. К этой жалобе не нужно даже прилагать документы, подтверждающие принадлежность авторских прав", — отмечает юрист Виталий Дудин. Наказание для несговорчивых провайдеров — штраф до 34 тыс. грн. При этом сроки решения вопроса довольно жесткие: к примеру, на удаление пиратского контента с сайта-нарушителя закон отводит всего три дня.

Давят сверху
Оправдывая новые правила, глава Госслужбы интеллектуальной собственности Николай Ковиня ссылается на опыт США и Германии, где провайдеры должны отслеживать трафик, например, передачу видео. "В США, в зависимости от преступления, сначала предупреждают, за второе нарушение накладывают штраф, а за третье может последовать уголовное наказание", — отмечает чиновник.

Именно власти США уже который год требуют от Украины изменений государственной политики в отношении интернет-пиратов. Среди главных претензий — использование правительством нелегального программного обеспечения и слабые меры по борьбе с пиратством в целом. Претензии небеспочвенны: использование нелицензированных программ для украинских чиновников — традиция. По данным Госслужбы интеллектуальной собственности, в 2008 году пиратское ПО было установлено на 52% компьютеров госслужащих, в 2012-м — на 40%. В нынешнем году эта цифра снизилась до 32%, но такой результат достигнут за счет налогоплательщиков — только в этом году на приобретение легального ПО в госбюджете предусмотрено 100 млн грн.

Несмотря на прогресс, в мае Торговое представительство США (USTR) в ежегодном "Специальном отчете 301" поставило Украину на первое место в списке интеллектуальных пиратов. Это может привести к отмене для страны торговых льгот: такая мера уже применялась в 2002 году, но льготы восстановили после введения уголовной ответственности за производство контрафактных дисков.

Впрочем, простые расчеты показывают, что преимущества от использования пиратского ПО в несколько раз превышают эффект от торговых поблажек. В 2011 году по системе преференций Украина экспортировала товаров на $53,2 млн. Если бы льгот не существовало, то страна потеряла бы примерно $5–6 млн. "На эту сумму вы не сможете приобрести лицензии на Windows и MS Office даже на 30 тыс. рабочих мест. Армия чиновников в стране достигает 300 тыс. человек, и если бы Украина заплатила за все лицензии, то потеряла бы в десять раз больше", — подсчитывает IT-спе­циалист Захар Попович, один из инициаторов петиции против антипиратского закона. Петиция размещена в интернете и уже собрала несколько сотен подписей.

Интеллект по 20 грн.
Сторонников усиления борьбы с пиратами хватает и в Украине. Это звукозаписывающие компании, кинопрокатчики, производители ПО и телевизионные группы. "Проблема защиты прав интеллектуальной собственности в Украине на сегодняшний день очень актуальна", — говорит директор юридической фирмы "Виндекс" Павел Миколюк. Его компания представляет интересы ряда правообладателей, в основном кинопрокатчиков, таких как "Аврора", "Русский репортаж", "Центрпартнершип" и Miramax.

Телевизионщики тоже недовольны тем, что сторонние сайты получают прибыль за счет их продукции. "Мы являемся крупнейшим производителем телевизионного контента в стране, который очень востребован не только в телеэфире, но и в интернете. Еще полгода назад до 85% нашего контента размещалось в сети без разрешения", — утверждает Анатолий Максимчук, зампредседателя правления СТБ, руководитель проекта "Чистое небо" в группе StarLightMedia. Беспокойство телевизионных групп понятно: рынок видеоконтента в украинском интернете стремительно растет. В 2013 году его объем оценивался Всеукраинской рекламной коалицией в 100 млн грн., ежегодный рост — 90%.

Между тем большинство украинцев не считают, что за скачивание произведений из интернета нужно платить. По данным компании iVox, которая провела онлайн-опрос для издания "Телекритика" в июле 2012 года, 80,3% отечественных интернет-пользователей не готовы раскошелиться на просмотр нового фильма или другого интересного им продукта. Согласны платить деньги за онлайн-просмотр лишь 12% опрошенных, да и то большинство из них не отдадут за доступ к единице контента больше 20 грн.

Борьба с пиратскими ресурсами идет и сейчас, когда закон еще не принят. По словам Павла Миколюка, ресурсы с нелегальным контентом, как правило, удаляют файлы после обращения правообладателей. "Если контент не удаляется, можно подать заявление в милицию или иск в суд", — говорит юрист. За последний месяц из украинского интернета пропали несколько таких сайтов, среди них — kinovonline.net, mediaguide.com.ua, sans.ck.ua, kinoshka.com.ua. Как утверждают эксперты, к их исчезновению приложили руку правообладатели.

"Закрытие ресурса с нелегальным контетом — это крайняя мера, — объясняет Миколюк. — В случае с указанными сайтами мы не обращались в милицию, но могли обращаться другие правообладатели". По словам юриста, правообладателя интересует в первую очередь удаление нелегального контента, а не закрытие самого ресурса. "Это понимают и собственники пиратских сайтов. Удалить весь нелегальный контент — потерять пользователей и доходы от рекламы, не удалить — можно потерять весь бизнес-проект", — рассуждает Миколюк.

Впрочем, председатель Украинской антипиратской ассоциации Владимир Илинг утверждает, что популярные ресурсы, такие как FS.ua или torrents.net.ua, на увещевания правообладателей не реагируют. "Воздействовать через милицию — очень длительный и сложный процесс. Например, история с EX.ua так ничем и не закончилась — изъятые серверы милиция вернула", — возмущается Илинг.

Есть такая партия
Намерение ужесточить законодательство вызвало критику сторонников свободного распространения информации в интернете. "Миллионы украинских граждан живут, мягко говоря, не в самых хороших материальных условиях. Неужели их нужно лишить еще и доступа к нематериальным благам?" — вопрошает Захар Попович. По его мнению, в стоимость интеллектуальных продуктов закладываются прибыли корпораций, а не вознаграждение авторам. "Если сторонники копирайта в его нынешнем виде победят, нам придется забыть о том, что интернет использовался для поиска знаний или развлечений", — заявляет один из инициаторов петиции против нового закона.

Адвокат Дмитрий Гадомский, партнер адвокатского объединения "Юскутум", в свое время представлявший интересы портала EX.ua, считает, что в Украине и так применяются слишком жесткие санкции в отношении нарушителей авторского права. "От двух до шести лет лишения свободы — это сравнимо с уголовной ответственностью за изнасилование или непреднамеренное убийство", — сравнивает юрист. По его мнению, уголовной ответственности в отношении авторских прав не должно существовать в принципе, поскольку социальная опасность такого действия крайне невысока. А юрист Виталий Дудин отмечает, что жесткие антипиратские законы в Западной Европе дали обратный эффект. "Граждане этих стран активно поддерживают политиков, которые защищают свободу в интернете. Например, недавно пираты 14 стран поддержали в Люксембурге создание Пиратской партии Европы", — говорит эксперт.

До направления закона в парламент документ должен пройти утверждение в Минюсте, Минфине, Госкомпредпринимательства и Кабмине. Начать процесс согласований Госслужба интеллектуальной собственности намерена в октябре. Но, по данным источника Фокуса, в последнее время лоббистам проекта, чиновникам и правообладателям, удалось найти общий язык с крупными интернет-площадками. Это значит, что законопроект не встретит серьезных препятствий. "Но даже если правовой акт примут, пиратство не будет полностью ликвидировано", — признает Владимир Илинг из антипиратской ассоциации. По его прогнозу, 10–15% незаконного продукта в интернете сохранится несмотря ни на что.

Виталий Атанасов, Фокус