Харьковский Ford: первое авто украинского производства празднует свой день рождения (фото)
В этот день, 2 декабря 1927 года стартовало производство Ford Model A. Именно эта массовая модель стала первым легковым авто, которое производили в Украине.
Мало кто знает, что легковые автомобили в Украине выпускали более 90 лет назад. Автопроизводство наладили в Харькове, причем собирали как лицензионные иномарки, так и модели собственной конструкции. Об этом рассказывает сайт Balakliets.
Харьковский автосборочный завод запустили 93 года назад — в ноябре 1929 года там наладили выпуск автомобилей марки Ford. Советское правительство подписало договор с американским концерном и приобрело лицензию на легковой автомобиль Ford Model A и грузовик Ford AA.
Ford Model A был преемником легендарного Ford T. Дизайн авто разработал в США сын Генри Форда, Эдсел, причем покупателям предлагали с десяток различных кузовов. Между прочим, это первое в мире авто с травмобезопасным лобовым стеклом.
Ford A комплектовали 3,3-литровой 40-сильной четверкой и 3-ступенчатой механической КПП. Максимальная скорость составила 105 км/ч. Всего с 1927 по 1931 год выпустили 4,8 миллиона этих авто. Кроме США и СССР, Ford Model A изготавливали в Австралии, Аргентине, Великобритании, Германии, Японии. В Украине есть несколько коллекционных Ford A.
Для производства Ford начали строить большой завод в Нижнем Новгороде — будущий ГАЗ. Пока его строили, автомобили должны были собирать из американских машинокомплектов на ряде других предприятий.
Именно в Харьков отправили первую сотню машинокомплектов, из которых к концу 1929 года собрали 10 легковых Ford A в кузове двухдверный седан и 90 Ford AA грузоподъемностью в полторы тонны. Производство автомобилей продолжалось до запуска конвейера на ГАЗе в 1932 году — тогда они были переименованы в ГАЗ-А и ГАЗ-АА.
Однако на этом история автопрома в Харькове не закончилась. Впоследствии на предприятии даже пытались создавать модели своей конструкции. В частности, в конце 1931 года представили грузовик "Украина-4".
Автомобиль грузоподъемностью 4 тонны был разработан на базе итальянской Lancia, однако использовал исключительно отечественные материалы. Его оборудовали шестицилиндровым двигателем мощностью 70 л.с., а максимальная скорость составляла 50 км/ч.
Для своего времени Украина была достаточно инновационной, однако советская власть не предоставила финансирование проекта. Изготовили только два грузовика.
Ранее Фокус рассказывал, что в Харькове в начале 30-х разработали и первый украинский мотоцикл — его выпустили тиражом в 300 экземпляров.
Также мы писали, что знаменитый спортивный Ford 30-х вернули в производство.