Неизвестный Киев. Город, который знают только диггеры и руферы
Живучие легенды о киевских подземельях и сталинском метро не дают покоя историкам уже давно. И каждый, кто хочет узнать, каков Киев на самом деле, должен лично прикоснуться к этим великим тайнам
"Украинская столица — это зеленые холмы над голубым Днепром, каштаны и золотые купола", — навскидку скажет обыватель, если его спросят о том, какие ассоциации возникают у него, когда он думает о Киеве. Но эта очаровательная картинка, с которой так и хочется рисовать открытки, вовсе не отражает истинную сущность города, история которого хранит множество тайн и загадок.
Лысая гора, тайные подземелья, мистические мосты, сталинское метро — лишь малая часть большого списка киевских загадок и легенд. Такого Киева вы еще точно не видели.
Необычные места Киева: пещеры и подземелья
О том, что в Киеве есть множество пещер, слышали многие. Но чаще всего познания обывателя ограничены Лаврскими пещерами. Во-первых, они до сих пор используются, во-вторых, их может посетить любой желающий.
Многие историки думают, что выкопали эти ходы вовсе не монахи, как принято считать. А кто? Это остается загадкой. Возможно даже, что это были варяги, жившие здесь еще до поселения монахов.
Как бы там ни было, Лаврскими пещерами "подземный" вопрос в Киеве не исчерпывается.
Лаврские пещеры до сих пор активно используются
Ведь на самом деле существует два Киева: один привычный, который киевляне и гости столицы видят каждый день, и второй — подземный, который может стать раем для настоящего диггера.
Подземный Киев изучен пока совсем поверхностно. И перечень известных пещер далеко не полон. Диггеры знают о существовании пещер Кирилловских высот, Верхнего города, Аскольдовой могилы, а также о Зверинецких и Китаевских пещерах. Есть еще пещеры в урочище Церковщина.
Однако в среде диггеров и историков Киева принято считать, что это лишь малая толика пещер и подземных ходов, которые существуют под городом.
Фортификационные сооружения строились в Киеве еще в княжескую эпоху. Например, Печерская крепость, укрепления на Лысой горе и на Зверинце, что на территории нынешнего Ботанического сада.
Тогда же были выкопаны под городом первые тоннели, которые соединяли естественные пещеры с монастырями и обеспечивали их защитникам возможность перемещаться незаметно от осаждающих.
Есть версии, что древние архитекторы могли бы заткнуть за пояс современных метростроителей, поскольку им удалось без всякой тяжелой техники протянуть подземные ходы под Днепром. Впрочем, все исторические свидетельства об этом носят косвенный характер, а найти хотя бы один такой ход пока не удалось.
Днепр и каштаны — лишь малая часть настоящей сущности украинской столицы
Еще одна легенда гласит, что сеть пещер и тоннелей, выкопанная в княжеские времена, позволяла, не поднимаясь на поверхность, дойти от Киева до Чернигова. Некоторые исследователи искали эти ходы десятилетиями, однако найти их так и не удалось.
Следующим этапом масштабного строительства была эпоха Северной войны, когда по приказу Петра I в Киеве было возведено множество фортификационных сооружений, остатки которых можно найти в парке Славы, за старым Арсеналом и в районе музея Истории Украины. Подземелья в этих районах до сих пор толком не исследованы, сетуют историки.
А зря. В этих пещерах, которые хранят тысячелетнюю историю, могут таиться интереснейшие находки. Например, легендарная библиотека Ярослава Мудрого, говорит Андрей Швачко, военный историк из клуба "Поиск".
"Информации о том, что эта библиотека могла быть сожжена во время нашествия татаро-монгол, нет", — рассказывает Швачко. По его словам, среди историков популярна точка зрения, что эти древние рукописи из княжеской библиотеки захоронены под землей в киевских пещерах.
Вообще, с пещерами связано немало легенд, говорит Швачко. Есть упоминания о том, что раньше солдаты исчезали навсегда в подземельях Киевской крепости, а в Змиевой пещере вблизи Кирилловской церкви находилось логово Змея Горыныча.
Байки байками, но строительство подземных сооружений продолжалось и позже… "Для чего?" — спросите вы. Для заключения "под стражу", то есть под землю, ручьев и рек, и таким образом создания всех условий для наземного транспорта. Вот так извилистая речка Глубочицкая в XIX веке оказалась "замурованной" и превратилась уже в извилистую улочку, ведущую от Житнего рынка.
В "заключении" также находятся реки Лыбедь и Клов, а всего более 10 рек. Сейчас многие из них представляют ливнестоковые коллекторы, некоторые напоминают загадочные подземелья английских поместий или старого Лондона. Но спускаться туда одному очень опасно: любая прихоть погоды, сильный дождь, гроза — и есть риск не вернуться оттуда живым.
Сталинское метро: мистика Киева
Это место так и манит всех отчаянных любителей загадок и приключений. История его впечатляет. Иосиф Сталин начал готовиться к масштабной войне задолго до того, как она и вправду пришла на советскую землю.
Еще в 1930-х Сталин отдал распоряжение построить под Днепром два железнодорожных тоннеля на случай войны, если вдруг разрушат наземные мосты. Строительство было начато, в нем принимали участие несколько тысяч человек, однако работы продвигались весьма медленно. И когда война действительно разразилась, работы пришлось прервать.
В современном Киеве можно найти остатки грандиозного сталинского плана. Проще всего сделать это на Оболони. По адресу Героев Сталинграда, 8 можно увидеть железобетонную конструкцию, похожую на подводную лодку. Ее так и называют в народе. Хотя иногда можно услышать и другое название — "бетонный корабль".
Два других сохранившихся фрагмента сталинского масштабного строительства увидеть воочию сложнее. Но можно.
Второй фрагмент находится на Позняках, но пробраться к тоннелю с уютной заводью непросто — разве что перебежками-ползками по чужим огородам. Ну и самый интересный участок тоннеля сохранился на Жуковом острове — его длина около километра. Захватив резиновую лодку, можно рискнуть и отправиться на его исследование.
Мосты и крыши
Оценить красоту Киева проще всего, конечно, не из-под земли или из-под воды, а с высоты.
Людей, покоряющих небоскребы, называют руферами. Для них не существует страха высоты — чем выше, тем экстремальнее, красивее и необъятнее.
Киевские руферы говорят, что в столице в каждом районе, кроме плотно застроенного центра, найдется особое местечко, откуда раскроется шикарный вид на окрестности. На Печерске, например, это пентхаусы на бульваре Леси Украинки.
Потрясающий вид на вечерний Подол открывается с крыши Национального музея истории Украины, а на Кловском спуске вы найдете самое высокое здание города — дом в 45 этажей. Но особого внимания заслуживают, конечно же, мосты!
Южный мост, самый высокий в Киеве, много лет привлекал любителей экстрима, даже после того, как были срезаны лестницы, ведущие к технологическим люкам внутри пилонов. Особенно это место завораживает в тумане, когда кажется, что мост будто бы утопает в белоснежной мгле.
Московский мост ждала похожая судьба — после популяризации руфинга двери пилонов заперли, так что экстремалы залазят на верхушку по вантам. И, конечно, находкой для руферов стал памятник украинской коррупции — недостроенный Подольско-Воскресенский мост. Практически каждый день кто-нибудь, да любуется живописным видом Киева отсюда.
Чтобы ощутить иной Киев — не тот, что известен по путеводителям и открыткам, придется попотеть. И набраться мужества. Вас ждут неизведанные подземные и даже подводные ходы и пещеры, а ценителей масштабной красоты — высоты киевских домов и мостов.