Все статьиВсе новостиВсе мнения
Страна
Мир
Красивая странаРейтинги фокуса

5 особенностей нынешней предвыборной гонки

5 особенностей нынешней предвыборной гонки
В грядущую избирательную кампанию политические силы скорее заплатят избирателям, чем рекламным агентствам, и вообще попытаются максимально сэкономить
000


Фокус обнаружил пять особенностей нынешней предвыборной гонки. 

1. Экономия и ещё раз экономия 
Вот что станет настоящим девизом избирательной кампании. 

– Эти выборы будут раза в два дешевле, чем прошлые. Даже по сравнению с досрочными киевскими, где суммарная стоимость бюджетов участников превысила 250 миллионов долларов. Сомневаюсь, что сейчас смогут набрать и 150 миллионов, – считает политтехнолог Тарас Березовец. 

Причины скупости просты: мир сотрясает финансовый кризис, акции украинских предприятий падают, их владельцы (они же спонсоры политсил) теряют в доходах, к тому же на носу президентские выборы, по сравнению с которыми нынешние – просто «технические» (по выражению одного из собеседников Фокуса). 

По парламентским слухам, спонсоры уже сейчас не особенно щедры к Блоку Литвина и Партии регионов, неопределённость с наполнением бюджетов – в БЮТ, «Нашей Украине» и «Едином центре». 

– Единственные, кто сейчас готов финансировать выборы, это Юрий Бойко и Дмитрий Фирташ (так называемая группа, близкая к транзитёру газа – компании «РосУкр­Энерго», представленная, как считается, некоторыми депутатами Партии регионов. – Фокус). Остальные пока не торопятся открывать кубышки, – говорит Березовец. 

Поэтому продажа проходных мест в избирательном списке будет по-прежнему актуальной для всех партий, ведь оскудевшую партийную казну надо восполнять. Цены разные, но, по слухам, потолок пока что составляет $20 млн. за 100-процентную гарантию получения мандата. 

Как сорвать выборы

За 17-летнюю историю Украины такого еще ни разу не было, но угрозы найдутся всегда

• Не выделить на них денег (именно это сделал на этой неделе Кабмин Тимошенко)

• «Засудить» их из-за фальсификаций (как повод подойдёт отсутствие реестра избирателей, махинации с бюллетенями, факты покупки голосов и т. д)

• Сорвать явку избирателей (призвать людей к бойкоту, парализовать работу избиркомов, назначить голосование на праздники и т. д.)

• Собрать новый Майдан (массовые акции протеста, по опыту 2004 года, могут поставить под сомнение любую кампанию)

• Назначить новые  – на более поздний срок (эксклюзивный президентский вариант, отработанный в 2007 году)


2. Меньше зрелищ и гастролей

На что расходуются деньги предвыборного фонда? Собеседники Фокуса, работавшие в центральных штабах различных политсил, рассказывают, что в среднем 40–50% казны уходит на присутствие в масс-медиа: телевидение, радио, прессу, интернет.

Причём это не только официальная реклама, но и статьи, замаскированные под редакционные. Хотя это у кого как – политтехнолог Евгений Золотарёв утверждает, что, например, у БЮТ нехватку медиаресурсов компенсируют стимулированием не столько руководства, сколько непосредственных ретрансляторов нужных месседжей, благодаря чему вокруг премьера создаётся позитивный информационный фон. По подсчётам политтехнолога, на поддержание подобной системы в блоке ежемесячно тратится не менее $10 млн. 

Вторая по затратности статья предвыборных расходов – гастроли по стране «звёзд» и лидеров. Она съедает ещё около 30% бюджета. 

– При этом с каждым годом артисты становятся все дороже, а эффекта от них мало. Вожди начинают разочаровываться в их пользе, – отмечает Березовец. 

Так что эти расходы в нынешнем сезоне подсократят – от масштабных туров с шоу, песнями и плясками большинство участников выборов откажутся. Колесить по сёлам и районам, как Юрий Луценко в прошлом году, кандидаты не станут – максимум охватят областные центры. Они охотнее потратятся на полиграфию и наружную рекламу – билборды и лайт-боксы. Пока же, как рассказал Фокусу директор Ассоциации наружной рекламы Артём Биденко, на этом рынке затишье – все политические проекты, в избирательное время вытесняющие коммерческую рекламу, сейчас заморожены из-за затеянных БЮТ процессов оспаривания перевыборов. К тому же основную рекламу, по замыслу штабов, запустят как можно ближе к дате выборов – затрат меньше, а запоминается она лучше. 

В предвкушении. Команда столичного мэра Черновецкого может не только пройти в Раду, но и стать подспорьем для президента
В предвкушении. Команда столичного мэра Черновецкого может не только пройти в Раду, но и стать подспорьем для президента 




3. Покупать, а не рекламировать
 
Коронной теневой технологией перевыборов станет покупка голосов избирателей – так считают в Комитете избирателей Украины. 

– Опыт показывает эффективность этого метода. И главное – безнаказанность таких нарушений! Четыре уголовных дела, которые были открыты в Киеве «по факту», закончились ничем. И это соблазняет многие политические силы использовать данный метод и во время парламентской кампании, – считает спикер КИУ Александр Черненко. 

Взять же этот приём на вооружение может любая политическая сила. Ведь в Верховной Раде при коалиционных переговорах каждый дополнительный мандат будет на вес золота, а сама технология не такая уж и затратная, как может показаться. 

Скажут тоже
Уже сейчас можно понять, какими будут основные предвыборные «месседжи» (послания) основных политсил*:
• «Предательство» (команда Ющенко будет использовать против Тимошенко) 

• «Провальная экономика оранжевой власти» (ПР будет критиковать экономическую политику Тимошенко) 

• «Президент – дестабилизатор» (БЮТ будет критиковать президента)

• «Каждому по потребностям» (популистские социальные обещания используют все силы) 

• «Заграница на выбор» (вопросы дружбы с Россией, НАТО и Евросоюзом также используют все)

* тенденции обозначали политтехнологи Игорь Жданов, Вадим Карасёв, Александр Медведев 


– Если подсчитать суммы, которые отдают за телерекламу и платят за билборды, то в итоге получится намного дешевле просто раздать деньги. И у нас уже есть информация, что в нескольких штабах прорабатываются такие варианты, – говорит Черненко. 

Правда, рядовым украинцам из этих сомнительных денег мало что достанется: согласно технологии, которую описывают в КИУ, покупать голоса будут оптом – скажем, через руководство предприятий, во главе которых стоят лояльные люди. 

4. Большой поход «карликов» 
Социологи уже давно прочат успех на возможных перевыборах кому-то неожиданному, из тех, кто в парламенте не представлен, – скажем, несуществующей партии Яценюка или Блоку столичного мэра Черновецкого, после победы в столице задумавшему покорить парламент. И это вполне вероятно, поскольку, как говорят в политкругах, в таком варианте заинтересована команда президента: лояльных политических «карликов» потом можно использовать при построении коалиции. 

– Вообще, непарламентским силам всегда тяжелее защитить полученный на выборах результат, потому что в избирательных комиссиях отсутствуют их представители. Но шансы имеют те, кто сотрудничает с парламентскими тяжеловесами, которые заинтересованы протащить в Раду своих сателлитов, – рассуждает глава «Союза левых сил» Василий Волга. 

Успех на выборах ввиду дружеского расположения президентской команды эксперты сулят, например, Блоку Леонида Черновецкого. По слухам, обсуждается даже его объединение с «Единым центром» Виктора Балоги. 

Ещё одна политсила, которой эксперты предрекают серьёзное улучшение результатов, – ультраправая «Свобода». Её лидер Олег Тягнибок в последнее время стал частым гостем на телеэфирах и светских вечеринках. Он уверен, что конфликт между НУНС и БЮТ серьёзно увеличил шансы его политической силы попасть в парламент: 

– Учитывая, что между этой и предыдущей кампаниями прошло совсем мало времени, мы рассчитываем на тех, кто в прошлый раз не голосовал за нашу силу по технологическим причинам и предпочёл отдать голос более крупным партиям.

А вот Арсений Яценюк как самостоятельный проект – пока под вопросом. Сам он продолжает говорить о собственной партии, но в окружении Виктора Ющенко, по информации Фокуса, его прочат в список «Нашей Украины» для спасения её рейтинга. В частности, нашеукраинка Ксения Ляпина сказала Фокусу: «Если Арсений Яценюк пойдёт не с нами, а отдельно, это будет неразумно, потому что сейчас есть вещи важнее амбиций». 

Тем временем, помимо Черновецкого, свои мускулы во всеукраинском масштабе не прочь продемонстрировать его столичный оппонент Виталий Кличко, воодушевлённый недавним супербоем с Сэмюэлом Питером. Его соратник Дмитрий Андриевский сообщил Фокусу, что Кличко только в среду вернулся в Украину после поединка, а решение о формате его участия в избирательной кампании будет принято в ближайшую неделю (о возможном союзнике Кличко Анатолии Гриценко). 

Идущий вместе? Нашеукраинцы настоятельно советуют спикеру Яценюку повременить с собственным политпроектом для спасения их силы
Идущий вместе? Нашеукраинцы настоятельно советуют спикеру Яценюку повременить с собственным политпроектом для спасения их силы



5. Все против всех 
Если в прошлую кампанию политсилы условно делили конкурентов на своих и чужих – союзников и противников (в штабе НУНС, по информации Фокуса, действовала вполне официальная установка «Юлю не трогать»), то в этот раз страну ожидает жёсткая информационная война всех против всех. Недавно Александр Мороз в телеэфире предложил политическим силам отличный, по его мнению, формат для саморекламы: взять прошлогодние ролики с обещаниями прошедших во власть политических сил (контрактная армия, выплата обесценившихся вкладов Сбербанка и т.п.) и на их основе по­строить свою агитацию. Шутки шутками, но, по данным Фокуса, сейчас к эфиру как раз готовятся ролики с подобным содержанием. Политсилы собираются припомнить конкурентам невыполненные предвыборные посулы и тем самым отвлечь внимание избирателей от собственных промахов. По информации Андрея Золотарёва, именно так станут действовать в БЮТ. «Стратеги кампании Тимошенко будут не столько очищать от политической грязи Юлины одежды, сколько убеждать всех, что она меньшее зло в сравнении с беспринципными врагами», – утверждает г-н Золотарёв.

0
Делятся
Google+
Подписка на фокус
Наши ленты

ФОКУС, 2008 – 2017.
Все права на материалы, опубликованные на данном ресурсе, принадлежат ООО "ФОКУС МЕДИА". Какое-либо использование материалов без письменного разрешения ООО "ФОКУС МЕДИА" - запрещено. При использовании материалов с данного ресурса гиперссылка www.focus.ua обязательна.

Данный ресурс — для пользователей возрастом от 18 лет и старше.

Перепечатка, копирование или воспроизведение информации, содержащей ссылку на агентство ИнА "Українські Новини", в каком-либо виде строго запрещены.

Все материалы, которые размещены на этом сайте со ссылкой на агентство "Интерфакс-Украина", не подлежат дальнейшему воспроизведению и/или распространению в любой форме, кроме как с письменного разрешения агентства.

Материалы с плашками "Р", "Новости партнеров", "Новости компаний", "Новости партий", "Инновации", "Позиция", "Спецпроект при поддержке" публикуются на коммерческой основе.