Сегодня - 55 лет со дня смерти Эрнеста Хемингуэя

Эрнест Хемингуэй / Фото: m.geonavigator.ge
Эрнест Хемингуэй / Фото: m.geonavigator.ge

Если вздумается почитать что-то настоящее - стоит взять Хемингуэя

Related video

Сегодня - 55 лет со дня смерти Эрнеста Хемингуэя (1899-1961), американского писателя, журналиста, лауреата Нобелевской премии по литературе (1954), одного из самых известных американских писателей "потерянного поколения", кому удалось очень удачно совместить высокую литературу с массовостью, напоминает Укринформ.

Хемингуэй - автор романов "Прощай, оружие!", "По ком звонит колокол", сборников новелл "Мужчины без женщин", повести-притчи "Старик и море". Уже после смерти писателя увидела свет книга мемуаров "Праздник, который всегда с тобой", посвященная Парижу. Знаменитым является хеминґуэевский стиль: лаконичные, "рубленые" фразы и максимы, которые так и норовят занозой "засесть" в памяти: "Человека можно уничтожить, но нельзя победить"; "Что мешает писателю? Выпивка, женщины, деньги, честолюбие. А также отсутствие выпивки, женщин, денег и честолюбия"; "В постели все одного роста"; "Богатые - скучный народ ... Скучные и все на один лад"; "Жизнь - это вообще трагедия, конец которой давно определен"; "Мужчина не имеет права отдавать богу душу в постели. Или в бою, или пуля в лоб". Последнее - как о себе писал, ведь ушел из жизни "отец Хэм" именно так - разве что не в лоб, а в рот выстрелил из охотничьего ружья. Сделал это, когда болезнь стала невыносимой.

Кстати, в 30-х годах в нацистской Германии книги Хемингуэя бросали в огонь - гитлеровцы нашли в них что-то "дегенеративное". Зато в Советском Союзе в то же время американца активно печатали, называя "борцом с капиталистической действительностью" и "антифашистом". Что касается последнего, то это была чистая правда. Но пролетарских писателей и функционеров от литературы коробил хеминґуэевский вкус к жизни и описание любовных сцен - максимально точно, без "сюси-пуси" и другого псевдоромантического тумана. Советские критики видели в этом "животное исполнение желаний окопного солдата империалистической армии". Как желание может быть коммунистическое, империалистическое, американское или итальянское, а не мужское или женское?..

Читатели же были в восторге - им открывался другой мир, где были надрыв, красивые чувства и красивые люди, а не безликие отношения "строителей коммунизма". Начиная с 40-х годов "любовь" к Хемингуэю в СССР закончилась - камнем преткновения стал роман "По ком звонит колокол" (1940), посвященный гражданской войне в Испании. Культовым писателем в СССР он стал лишь во время хрущевской "оттепели".

Мир Хемингуэя - это сугубо мужской мир первой половины ХХ века: война, охота, рыбалка, спорт, коррида и, конечно, женщины - временами стервы, временами ангелоподобные, но обязательно красивые. Войну Хемингуэй ненавидел, называл ее "неустанно дерзким, смертоубийственным, грязным преступлением". А еще считал, что войну затевает "свинота", которая максимально наживается на ней. И в первый же день нужно расстреливать зачинщиков по приговору народа.

Сегодня в мировой литературной моде другие персонажи, другие произведения. Но, если вздумается почитать что-то настоящее, то стоит взять Хемингуэя.