В конце дороги свет: что увидим в фильме "Додому" Наримана Алиева (видео)

«Додому» — выдвиженец на «Оскар» от Украины. С 7 ноября смотрите фильм в кинотеатрах страны.

Related video

Про "Додому" принято говорить в контексте наград и достижений. Еще бы — тут и участие в Каннах, и выдвижение на "Оскар", и лонг-лист "Золотого глобуса". А еще победа в Одессе и на турецком кинофестивале "Босфор".

Сами по себе статуэтки значат не так много по сравнению с тем, что фильм приняли и смотрят в мире. Достойное украинское кино — это уже сама по себе "перемога". А если учесть, что в полотно картины зашит актуальный украинский контекст и крымская повестка, то ее смело можно умножить на два.

Сразу оговорюсь: бояться того, что перед нами прямая пропаганда или лобовая политическая драма, не стоит. Политика очень тонко вплетена в общую канву и присутствует где-то на фоне. При желании ее можно проигнорировать, ведь на самом деле фильм совсем не об этом. Сам режиссер говорит, что использует кино как рассказ про людей и их судьбы.

Важно
Следствие ведет психический. Три причины посмотреть фильм "Сирота Бруклин" с Брюсом Уиллисом (видео)
Следствие ведет психический. Три причины посмотреть фильм "Сирота Бруклин" с Брюсом Уиллисом (видео)

По сюжету у Мустафы (Ахтем Сеитаблаев) в АТО погибает старший сын. Он приезжает из Крыма в Киев, чтобы забрать тело первенца и похоронить его по мусульманским обычаям на малой родине, а походя вернуть домой младшего сына Алима (Ремзи Билялов). До этого Алим фактически убежал из дому, чтобы выйти из-под деспотической власти отца и начать собственную жизнь. Но все же он отправляется в длинное путешествие, цели которого сам не понимает.

Подобную фабулу можно найти у американского писателя Уильяма Фолкнера. В "Когда я умирала" семья тоже отправляется в трудный путь, чтобы исполнить последнюю волю покойной матери*. И тут же можно вспомнить черную комедию "Кто горит, горит, горит" Чании Баттон, где две подруги умершего героя отправились в путешествие, чтобы развеять его прах в пяти местах. Учитывая, что и "Кто горит, горит, горит", и "Додому" стали лауреатами Одесского международного кинофестиваля, невольно вырисовывается рецепт потенциального фильма-победителя ОМКФ.

Отсылки, аллюзии и ассоциации занимают отдельное место в "Додому". На уровне одного из постеров (да и темы схожие, чего греха таить) фильм заставляет вспомнить про дебют Андрея Звягинцева "Возвращение". Сюжет местами перекликается с "Древом жизни" Терренса Малика. Ну а визуальный ряд отправляет нас в кинематографическое путешествие странами востока**.

Все это кинематографическое богатство скрыто под внешней простотой и компактно упаковано в довольно зрительский жанр роуд-муви. Дорога как метафора изменений уже более 50 лет привлекает кинематографистов. Можно вспомнить бесконечное множество "дорожных" фильмов, начиная от "Беспечного ездока" и заканчивая грядущей украинской премьерой "Мои мысли тихие".

Дорога позволяет затронуть личные темы, важные для режиссера. Тут и вопросы корней, идентичности и традиций, и отношение к "другому", как к "чужаку" (обозреватель Hollywood reporter даже разглядел в этом расизм по отношению к крымским татарам, но этот тезис далек от действительности фильма), и архетипические, почти библейские отношения отца и сына. Короче, копаться в смыслах можно долго и с расстановкой.

Вместе с тем дорога сплачивает либо разобщает, а преодоление препятствий в пути позволяет показать все грани характера персонажей. К слову, отлично сыгранными Ахтемом Сеитаблаевым и непрофессиональным актером (двоюродным братом режиссера) Ремзи Биляловым. Хвалить их игру так же принято, как и перечислять награды картины, хотя есть и противоположный лагерь тех, кто не поверил исполнителям. Зацепиться можно за малоэмоциональность героев, а вот вызывает ли она у вас или нет, получится решить лишь во время просмотра.

*Книга Фолкнера состоит из внутренних монологов множества героев, но каким-то образом ее смог экранизировать Джеймс Франко.

**Например, на "Киевской неделе критики" показывали один из фильмов-референсов "Додому" — "Отчуждение" турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана. Кроме него, стоит упомянуть классика иранского кино Аббаса Киаростами.