Приказано продать. Как государство планирует избавиться от крупнейших банков страны
Правительство готовит новые стратегии развития ПриватБанка, Ощадбанка, Укргазбанка и Укрэксимбанка. Фокус выяснил, что с ними происходит и когда они уйдут в частные руки
ПриватБанк, Ощадбанк, Укргазбанк и Укрэксимбанк — четыре крупных банка, собственником которых выступает Министерство финансов. Они занимают львиную долю рынка кредитов (по бизнесу на начало сентября — 37,3%) и депозитов (60% вкладов населения). Для рыночной экономики это нонсенс, в связи с чем МВФ не раз призывал правительство Украины снизить государственное участие в банках. Во многом именно поэтому в начале сентября Кабмин обновил принципы стратегического реформирования госбанков.
Укргазбанк первый из всех госбанков получит нового инвестора. Им станет IFC, переговоры с которой идут год
О том, что государство слишком серьезно представлено в банковском секторе, говорят и эксперты финансового рынка. Сохранение в госсобственности столь крупных банковских активов несет огромные риски как для самих банков, так и для системы в целом. "Ключевые риски носят преимущественно политический характер. Каким бы независимым ни был набсовет, государство, руководствуясь прежде всего своими интересами, может оказать влияние на финучреждение, которым владеет. Способы могут быть разные — от изменения законов до прямых стратегических решений. Но все они приводят к негативным последствиям", — считает Игорь Тихонов, председатель правления Кредитвест Банка. По мнению Виталия Гагауза, директора департамента оценки и залоговых операций банка "Пивденный", чем больше в стране развита экономика и чем более она рыночная, тем меньше доля госбанков: "Если посмотреть на ситуацию в мире, то в развитых странах работает один центробанк, все остальные — коммерческие. Если же взять страны с более жесткой формой государственного правления, то у них доля государственных банков гораздо выше".
ПриватБанк: самый большой госбанк Украины
Предыдущая Стратегия реформирования госбанков принята Кабмином в 2018 году. Согласно документу, доля государства в банках должна сократиться до 24%, а ПриватБанк и Укргазбанк — стать банками со стопроцентным частным капиталом. Новая концепция предусматривает то же снижение доли государства и снова в течение пяти лет. Ключевой вопрос: что будет с крупнейшим в стране ПриватБанком? Увы, в самом банке на запрос Фокуса о стратегии его развития не ответили.
По итогам 2019 года там зафиксировано 32,6 млрд грн прибыли, за январь — август 2020-го — 18,4 млрд грн. Прибыльность обеспечивается отчасти тем, что он почти не работает с юрлицами, его целевая аудитория — население и малый бизнес. По данным НБУ, на 1 сентября этого года объем кредитов юрлиц в ПриватБанке — 14,67 млрд грн, тогда как объем кредитов физлиц в разы выше — 43,5 млрд грн. На ту же дату объем средств населения — 204,8 млрд грн, это 32,16% всех денег физлиц во всех банках страны.
В нынешнем документе Кабмина по реформированию госбанков отмечено, что ключевым направлением банка останется обслуживание населения и малого бизнеса и что государство намерено продать банк частному инвестору. В Стратегии госбанков 2018 года указывалось, что 100% акций ПриватБанка планируют продать международному инвестору в 2022 году. Сейчас четкого срока, когда банк продадут, нет.
Возможность продажи этого финучреждения в ближайшие пару лет осложнена судебными тяжбами с его бывшими собственниками — Игорем Коломойским и Геннадием Боголюбовым. Разбирательства идут в судах как внутри страны, так и в Лондоне. Пока в спорах не поставят точку, об успешной продаже банка говорить сложно.
Ощадбанк: самый сберегательный
Другой крупнейший банк страны, Ощадбанк, как и ПриватБанк, по мнению правительства, должен получить нового инвестора. Ранее Кабмин хотел, чтобы 20% акций банка уже в 2020-м перешли международным финорганизациям, еще 25% — продать в 2025 году на бирже через механизм первичного размещения акций. Судя по новым основам реформирования госбанков, план в силе.
В самом финучреждении Фокусу рассказали, что Ощадбанк единственный из всех госбанков имел утвержденную стратегию, пункты которой последовательно реализовывал в 2018–2020 годах. "Практически все качественные трансформации, предусмотренные стратегией, Ощадбанк реализовал. Мы осуществили качественный и количественный рывок в направлении микро-, малого и среднего бизнеса, сохранили и качественно переформатировали крупный корпоратив в ключевых отраслях (аграрный, энергосектор), расширили и усовершенствовали спектр продуктов и услуг в рознице, оптимизировали и переформатировали сеть отделений", — делится подробностями Андрей Пышный, председатель правления Ощадбанка.
Государство может влиять на госбанки. Способы могут быть разные, но все приводят к негативным последствиям
По его словам, подготовка к продаже банка требует больше времени, чем предполагалось: "Состав наблюдательного совета Ощадбанка был почти полностью согласован НБУ только в марте 2020 года — без него ни обновить стратегию, ни осуществить приватизацию было невозможно. Решение законодателей по присоединению банка к ФГВФЛ тоже еще только ожидается". Кстати, с 3 ноября к обязанностям приступил новый глава правления Ощадбанка Сергей Наумов.
Что касается работы банка, то на 1 сентября 2020 года его прибыль — 4,43 млрд грн. Также он занимает большую долю в кредитовании юрлиц — на ту же дату портфель равен 56,6 млрд грн, что составляет 13,3% всех выданных банками кредитов бизнесу. Преуспевает и в обслуживании физлиц — на счетах находится 120,6 млрд грн средств населения, то есть 19% всех денег физлиц в банках страны.
Андрей Пышный говорит, что в будущем банк останется универсальным учреждением, нацеленным на развитие во всех сегментах рынка: "Неизменными должны остаться три ключевые задачи. Это дальнейшая трансформация сети с целью сокращения затрат и повышения операционной эффективности, расчистка баланса, работа с портфелем NPL [токсичных кредитов]. А также тотальная диджитализация, кибербезопасность".
Укргазбанк: самый экологичный
Укргазбанк в соответствии со Стратегией-2018 должен был сосредоточиться на кредитовании бизнеса, делая акцент на концепции экобанка. Согласно выводам Минфина, в этом направлении банк достиг существенных результатов. Например, уже к 2019 году экопродукты в портфеле финучреждения достигли 35% кредитов. Более 90% кредитного портфеля — это корпоративный и малый бизнес. Так что банк идет в рамках своей прежней стратегии.
Возможность продажи ПриватБанка в ближайшее время осложнена судами с его бывшими собственниками
Одним из ее пунктов была продажа 20% капитала банка международным финансовым организациям. Переговоры о вхождении в капитал банка IFC (Международной финансовой корпорации) длятся с осени 2019-го. Согласно договоренностям, IFC внесет кредит €30 млн, которые будут конвертированы в долю в капитале банка, но сделка еще не завершена. "Сейчас МФК, Министерство финансов Украины и Укргазбанк продолжают вести переговоры о структурировании сделки и подготовке документации", — сообщили Фокусу в Ургазбанке. Напомним, что в Стратегии-2018 было намечено, что 20% банка перейдут международной финансовой организации еще в 2018 году, а 75% продадут стратегическому инвестору в 2020-м. Но оба эти пункта в указанные сроки не реализованы.
По данным НБУ, прибыль Укргазбанка на 1 сентября 2020 года — 680,15 млн грн. Объем кредитов бизнесу составил 36,38 млрд грн, объем кредитов физлицам — 2,9 млрд грн. Население на счетах финучреждения держит 29,2 млрд грн.
Среди успехов Укргазбанка — активное кредитование малого и среднего бизнеса. "По итогам сентября 2020 года кредитный портфель МСБ Укргазбанка составил 6,4 млрд грн. Прирост с начала года — 1,2 млрд грн, из которых 44% выдано в рамках правительственной программы "Доступные кредиты 5–7–9%", — отмечают в Укргазбанке.
Укрэксимбанк: самый экспортный
Стратегией-2018 Укрэксимбанк определен как экспортно-импортный, то есть он сосредоточен на кредитовании бизнеса, в основном по внешней торговле. В последние годы работает не слишком успешно. Прибыль по итогам 2019 года — 63,6 млн грн, а по итогам восьми месяцев 2020-го у банка 1,88 млрд грн убытка. "Среди основных причин данного результата — исторически обусловленная структурная деформация баланса, с которой банк вошел в 2020 год, а именно: незахеджированная в должной мере валютная позиция, значительный объем нерешенных проблем с "плохими" активами, исторический дорогостоящий пул заимствований на внешних рынках. Поэтому только резкая девальвация национальной валюты в первом квартале 2020 года и негативная переоценка валютной позиции уже по итогам первого квартала стоила банку около 2,1 млрд грн. Постоянное давление на финансовый результат оказывает сформированный в предыдущие годы портфель токсичных активов — NPL. Во-первых, по нему не сформирован достаточный уровень резервов, во-вторых, он не генерирует банку процентного дохода", — объясняет Евгений Мецгер, председатель правления Укрэксимбанка.
По его словам, проведя оценку финансового состояния банка в 2020 году, наблюдательный совет и менеджмент сигнализировали НБУ о критической ситуации. "Укрэксимбанк — очень большая машина, которая продолжает двигаться по инерции. Одномоментно зафиксировать все убытки невозможно, вскрылись отсроченные проблемы, ухудшается ситуация с наличием залогов и изменением их стоимости. Хотел бы ошибиться, но к концу года мы ожидаем негативный финансовый результат на уровне 5–7 млрд грн", — отмечает Мецгер. В сентябре, получив информацию о сложностях в банке, Кабмин решил влить в его капитал 6,8 млрд грн.
Учитывая озвученные председателем правления проблемы, вряд ли в ближайшие пару лет в капитал банка войдет новый инвестор, хотя в 2018-м Кабмин планировал продать 20% банка международным финансовым организациям уже в 2021 году.
Стоит отметить, что именно через Укрэксимбанк в 2020 году происходило непрямое финансирование дорожного строительства. Госбанк выкупал у "Укравтодора" гарантированные государством облигации за счет кредита рефинансирования НБУ. Эксперты называли такую схему скрытой эмиссией гривны.
Продать госбанки нельзя оставить
Отказ государства от части своих банковских активов поможет сохранить в бюджете средства налогоплательщиков, которые регулярно направляются на докапитализацию госбанков. "На эти нужды в бюджет ежегодно закладывают огромные суммы. Докапитализация происходит из-за того, что кредитные портфели низкого качества, они требуют списания или формирования дополнительных резервов. С 2009 года государственные банки были докапитализированы на порядка $9 млрд в эквиваленте", — говорит Виталий Гагауз.
Эксперты уверены, что госбанки нужно приватизировать. По этому пути шли европейские страны, такой же считается лучшим для Украины. "Приватизация госбанков — единственно возможный путь их развития как полноценных и качественных фининститутов. Оптимальным вариантом выглядит приглашение к участию в приватизации в качестве стратегических инвесторов крупных банков из Центральной и Восточной Европы. В качестве портфельных инвесторов лучше международные финансовые организации", — подчеркивает Роман Лепак, директор департамента стратегии и корпоративного управления Кредобанка.
В то же время именно госбанки остаются основными покупателями ОВГЗ (облигаций внутреннего государственного займа), что делает их удобными инструментами для финансирования дефицита государственного бюджета, который, как ожидается, в 2021 году достигнет 6% ВВП. Да и то, если государству удастся выполнить рекордные планы по заимствованию.
"Там больше никого (кроме госбанков — Фокус) нет. В выпусках по 3-4 заявки и все по одной цене, а множество новых размещений вообще приходилось отменять", — в сентябре рассказывал Фокусу финансовый аналитик Иван Угляница, отмечая, что на рынке все же есть небольшой спрос на валютные ОВГЗ, который, впрочем, не позволяет говорить об осуществимости амбициозных планов на 2021 год.