Закон вместо зарплаты

Бороться с коррупцией невыгодно. Ведь, закрыв глаза на нарушение закона, власть может не заботиться о повышении благосостояния народа

В долине среди кавказских гор течет бурная река Дебед. Мост через нее – государственная граница между бывшими братскими республиками СССР – Грузией и Арменией. В принципе, отношения стран можно назвать братскими и сейчас, но таможенный контроль на границе все равно есть.

Вместе с другими пассажирами нас просят выйти из маршрутки, следующей из Тбилиси в Ереван, и перейти реку пешком, в то время как микроавтобус с чемоданами на крыше проходит контроль отдельно. Люди в форме оценивающе смотрят на идущих людей, замечая троих явно неместных, то есть нас. Никакой этнической неприязни – как выяснилось потом, интерес к нам был исключительно экономическим.

Таможенник раздал нам небольшие бумажки: "Надо заполнить". На возражения о том, что декларировать нечего, он ответил, мол, стандартная процедура, заполнять должны все иностранцы. И все бы хорошо, если бы не одно но: декларация для иностранцев была напечатана на армянском языке – без перевода на какой-либо другой. Смысл происходящего дошел сразу: требовалось пойти в каптерку, покаяться в лингвистической безграмотности и за умеренную плату получить услуги переводчика.

Но нам повезло: другие пассажиры маршрутки не захотели, чтобы люди в форме испортили впечатления об их стране украинских туристов, которые тут встречаются нечасто. Явно знакомые с ситуацией, они посоветовались и решили ускорить процесс. Тем более что один из армян оказался гражданином Украины, а дело происходило в День независимости, 24 августа. Армяне предложили заполнить наши декларации, причем на русском, чтобы мы не заподозрили их в очередном подвохе. В итоге таможенник вместо ожидаемой мзды получил необычный документ – одну декларацию на троих, где в графе "содержимое багажа" стояла фраза "использованные вещи".

Тем временем за полторы тысячи километров от кавказских вершин ведется бескомпромиссная борьба с контрабандой и коррупцией на таможне. Но, судя по всему, успехов мало. Ведь неспроста президент Виктор Ющенко недавно призвал эту борьбу усилить. А на прошлой неделе коалицию покинул депутат от БЮТ Игорь Рыбаков, возглавляющий в парламенте меж­фракционное объединение "Контрабанде – стоп!". По его словам, депутаты от коалиции сообщают неправдоподобные данные о снижении контрабанды и росте таможенных платежей.

Иными словами, бороться с коррупцией на таможне, как, впрочем, и со многими другими злоупотреблениями, никто не собирается. Причем беззаконие нужно не только власть имущим или олигархам. Наоборот, сержанту ГАИ или бабушке, торгующей левыми сигаретами в подземном переходе, оно еще нужнее. Ведь власти гораздо проще и, главное, дешевле закрыть глаза на нарушения, чем повысить зарплату милиционеру или поднять пенсии.

Три года назад во время похода по Десне нам встретился рыбак. Кстати, поход чуть не сорвался: в самом разгаре была программа "Контрабанде – стоп!", из-за чего чешские байдарочные весла надолго застряли на границе. Как и большинство жителей родины Александра Довженко, в ноябре 2004-го рыбак голосовал за Виктора Ющенко и поддерживал оранжевую революцию. Но уже через три месяца разочаровался в новой власти.

В его селе – разбитые дороги, безработица, пьянство, низкие пенсии. Но разочаровало рыбака совсем не это. Оказалось, что новая власть, сменив, как и обещала, всех областных и районных чиновников, напрочь забыла о местном инспекторе рыбнадзора. Он, так и не поняв революционных веяний, по-прежнему ездит на своей моторной лодке и запрещает местным жителям ставить сети и пользоваться электроудочкой. Или, говоря языком Административного кодекса, заниматься хищническим выловом рыбы. А если проще – нарушать закон.