Осадок останется
В Вашингтоне на саммите 19 наиболее развитых экономически стран долго решали – как выводить мировую экономику из кризиса
Собственно, ответ уже был дан самим форматом события: если раньше на подобные темы разговаривали боссы исключительно стран "большой семерки" (с недавних пор – "восьмерки", G8), то нынче в тесный круг приглашены те, кого в нем недавно и видеть не хотели.
Как минимум, это означает, что сил одной лишь G8 не хватит. Насколько не хватит, скоро станет ясно: через пару месяцев в Давосе соберется очередной Всемирный экономический форум.
А сейчас большинство комментаторов, обсуждающих итоги антикризисного саммита, сходятся в одном: конкретных решений не принято, ждут вступления в должность нового американского президента (в январе) и очередного саммита с более конкретными предложениями (ожидается в апреле).
Но безнадежности, разумеется, в голосах участников нет. Они, к примеру, утверждают, что никто не мешает прямо сейчас снижать налоги и учетные ставки, чтобы подстегнутые обилием денег экономики начали расти.
Основной предмет спора в другом: быть или не быть экономическим свободам – свободе движения капиталов и свободной торговле. Сейчас, как никогда, велик соблазн создать всемирного финансового надзирателя, на которого будет возложен тяжкий труд следить за тем, чтобы неблагоразумные финансисты вновь не заигрались с очередными ипотечными облигациями. Стало быть, нужен "всемирный финансовый полицейский"? Вопрос – кто его будет контролировать? Перед кем он будет держать отчет? И не станет ли он петлей, которая стреножит экономики развивающихся стран (и Украины в том числе), не пуская их в клуб не то что G8, а даже G20, или сколько там их скоро будет? Короче, кризис-то непременно закончится, но вот осадок в виде мирового финансового полицейского запросто может остаться. И по сравнению с ним требовательный и нудный МВФ может показаться детсадовской нянечкой.