Рай после смерти. Порошенко перед вторым туром нужно придумать что-то более серьезное

Первый тур выборов завершен. Итог второго во многом будет зависеть от действий команды Порошенко. До сих пор они были по меньшей мере странны

Фото: пресс-служба президента Украины
Фото: пресс-служба президента Украины

Никаких неожиданностей 31 марта не произошло. Единственная – отрыв Зеленского от Порошенко: он больше, чем прогнозировали накануне выборов президента. Но эти расхождения нельзя назвать грандиозным сюрпризом. Что дальше?

Преодолеть разрыв действующему президенту будет сложно. Заявление политтехнолога штаба Порошенко Олега Медведева о том, что у нынешнего главы Банковой электоральный резерв перед вторым туром выборов больше, чем у его соперника, поскольку те избиратели, которые хотели проголосовать "по приколу", иссякли, и теперь борьба будет за тех, кто голосовал "не по приколу", едва ли отвечает действительности. Если у Порошенко будут продолжать думать о происшедшем/происходящем в тех же терминах, то через три недели Петр Алексеевич уйдет на покой.

Чтобы этого не произошло, он должен за короткий промежуток времени продемонстрировать обществу новые смыслы. Где акцент будет смещен с внешнеполитической повестки на внутреннюю. Это выходит за рамки фразы: я буду бороться с бедностью в Украине. Таким формулировкам не верят даже старушки, плюхающие семечки на скамейке. На электорат, готовый проголосовать во втором туре за Зе, это не произведет никакого впечатления.

Нужны серьезные заявления о том, как будет изменена сложившаяся система власти. Именно против нее проголосовали украинцы в первом туре. Порошенко – не ее создатель, но человек, который ее получил в наследство и усовершенствовал, "заточил" под себя - является ее олицетворением. И в желании "свергнуть" такую фигуру нет нечего "прикольного".

Можно, конечно, называть всех, кто проголосовал за Зе, идиотами. Можно провести параллели с Трампом, Brexit или "Движением пяти звезд" в Италии, объясняя все нелепым общемировым трендом, но это с практической точки зрения ничего не добавит Петру Алексеевичу во втором туре. Нужна, повторяю, внутренняя повестка, поскольку лозунги о европейском векторе или перспективах вступления в НАТО для многих больше напоминают обещание рая после смерти.

Вдобавок отсылают к анекдоту брежневской поры: при переходе от социализма к коммунизму никто никого кормить не обещал. Почему так? Потому что подавляющее число украинцев не могут позволить себе никаких зарубежных "гастролей". А убеждать придется именно их. Поскольку "еврооптимисты" с биометрическими паспортами, как электоральный резерв, выражаясь в терминах политтехнолога Медведева, иссякли.

Какие козыри есть на руках Порошенко? Ему необходимо продемонстрировать, что он понимает чаянья народа. Причем не заявлением: я услышал избирателей Зеленского. Запрос общества состоит в том, чтобы поставить власть под контроль. И чтобы власть несла ответственность за свои действия. В отношении фигуры президента самая действенная форма контроля – возможность импичмента.

Если Порошенко об этом заявит, то покажет, что он способен быть выше своих личных интересов. Можно сколько угодно потешаться над популизмом (а заодно над самоуверенностью) Тимошенко, пообещавшей перед выборами уйти с поста главы государства, если в течение краткого срока ей не удастся выполнить свои обещания, но ей нельзя отказать в политической чуткости: народ хочет, чтоб политик не держащий слово, был изгнан с Олимпа власти. Импичмент – не единственное, о чем должен заявить Порошенко, чтобы остаться у власти. Ему придется сделать что-то в духе Леонида Кучмы, отправляющегося на свой второй срок.

Необходимо показать, что Порошенко-2 будет серьезно отличаться от Порошенко-1

В каком-то смысле он должен покаяться за своих друзей, которых не посадил (скамейка тут, увы, не так уж коротка), и за те назначения непрофессионалов, которые он сделал, и которые дорого обошлись/обходятся стране. Луценко и Гелетей – лишь две фамилии из списка "удачных" назначений. После них как-то даже неловко инкриминировать Зеленскому неискушенность, отсутствие знаний, образования и т.п. Раз Луценко, с благословения президента, можно быть генпрокурором, а Гелетею – министром обороны, тогда какие претензии могут быть к комику? Если "покаяния" не произойдет, электоральное "болото" выплеснется в сторону Зе. Потому что будет понятно: Порошенко намерен играть по тем самым правилам, которые, собственно, и вызывают у украинцев рвотный рефлекс при одном только слове "власть".

Понимают ли у Порошенко, что он теряет почву под ногами именно тогда, когда начинает все сводить к простым формулам противостояния: я – и "марионетка Коломойского"? Очевидно, нет. А надо бы. Потому что ты борешься не с марионеткой экс-собственника "Привата", а с тем негативом, которым ты оброс, как днище некогда подвижного корабля ракушками. Очернение Зеленского мало чем сможет помочь Порошенко. Когда накануне первого тура в сети появились ролики, где Охлобыстин с Пореченковым пьют за Зеленского, который "будет им должен" – одному пост министра обороны, а второму – патриарха, то комментарии тех, кто не относится к числу горячих поклонников Петра Алексеевича были весьма красноречивы.

Во-первых, заказчика этого "креатива" стали искать в Киеве (особенно после разговора пранкера с Охлобыстиным). Во-вторых, сделали вывод, который затем подтвердился: "молодых русскоязычных патриотов Украины" этот пасквиль не отвернет от Зе. Мантра про "Зеленского – марионетку Коломойского" – не волшебная флейта гамельнского крысолова. Никто за ней в сторону Порошенко гуськом не идет. К тому же даже тем, кто не без удовольствия ее "потреблял", необходимо хоть какое-то развитие сюжета. К примеру, потчевание их какой-нибудь новинкой в духе аудиозаписи приснопамятного разговора Коломойского с Ткаченко, гендиректором "1+1". Из чего бы было ясно, что Зе пребывает в полной вассальной зависимости от олигарха. Но даже этой сомнительной "вишенки на торте" нет.

Для действующего президента результат первого тура выборов неплох, но он не в полной мере отражает реалии происходящего. За Порошенко проголосовал не каждый шестой украинец, а все-таки меньше. Поскольку те, кто не явился на выборы, или те, кто испортил бюллетени, – это все его противники. Если явка во втором туре будет больше, чем в первом, это скорее сыграет на пользу Зе, чем ПАП. А такая вероятность довольно высока.

Ахиллесовы пяты Зеленского? Они есть. Но они вовсе не в том, что он может проиграть дебаты, за которые столь ратуют в команде Порошенко. При великолепной памяти Зе для него не составит труда выучить полтора десятка тезисов, с которыми он на них появится. Дело в другом. Он должен будет назвать персон, которых планирует в случае победы назначить на ключевые посты: глав ГПУ, СБУ, высшее руководство Вооруженных Сил и т.д. Быстро подобрать достойных людей ему будет непросто. Но если он провалит это, либо будет недостаточно убедителен, он может недосчитаться своих потенциальных избирателей. Просто потому, что обществу надоело, когда правители (или те, кто претендует на их роль) играют с ним втемную. Если Зе выдает себя за другого, нового парня, не запачканного политикой прежнего украинского разлива, это в качестве доказательства требует не слов, а поступков.

Итог второго тура голосования во многом зависит от действий команды Порошенко. Если там осознают, что Зеленский появился не от злой воли Коломойского, а вырос из самого Петра Алексеевича, как из пресловутой гоголевской шинели, тогда, возможно, у нынешнего хозяина Банковой еще есть шанс второй раз войти в одну реку. Нет – тогда после 21 апреля Украина проснется в новой политической реальности. Это можно назвать курьезом демократии. Но ключевое слово здесь – демократия, а не курьез.