Дети климата. За казусом Греты Тунберг стоит крах перевернутых иерархий

Дискуссии о климатических изменениях – реальны ли они или это придумки левых сил – на "загнивающем Западе" достигают той же остроты, что у нас, в "процветающей Украине" – холивары между сторонниками или противниками президента Зеленского. Это трудно себе представить, но это факт.

Поэтому бурную реакция СМИ и пользователей соцсетей из благополучных стран на "Как вы смеете?" Греты Тунберг можно было б счесть просто продолжением околоклиматических политических дискуссий, которые там действительно важны.

Шестнадцатилетняя шведская школьница Грета больше года поднимает подростков по всему миру (благополучной его части, естественно) на экологические забастовки, и уже успела стать настоящей иконой современного эко-активизма. Выступая в этом качестве с трибуны ООН, она не сдерживала гнева и слез и вообще не выбирала выражений. "Вы нас предали! – бросила Грета прямо в лицо 300-м мировым лидерам, – вас интересуют только деньги, и вы ничего не делаете для спасения планеты от последствий того, как вы их привыкли зарабатывать. Вы – зло, но вам это больше с рук не сойдет. Мы будем за вами следить".

Сторонники активизации борьбы с глобальным потеплением (а это как правило левые), горячо поддержали ее вызов. Противники, или "отрицатели климатических изменений", как правило правые консерваторы, высказались крайне негативно.

Это не первый алармистский спич о спасении планеты от глобального потепления. И это не первый счет, предъявленный подрастающим поколением своим "старикам".

И тем не менее за глобальностью и остротой реакции на выступление Греты стоит что-то еще кроме климатических проблем. Что-то очень личное, срезонировавшее одновременно во многих людях. Сети взорвались комментариями и отзывами (назовем их так).

Дональд Трамп, конечно же отличился. Даже не слышав выступления (американский президент открыто презирает эко-повестку), он выдал в своем Твиттере полный сарказма комментарий, что Грета "выглядит как очень счастливая молодая девушка", на которую "так приятно смотреть". (Напомню, Грета Тунберг имеет расстройство аутического спектра, что накладывает определенный отпечаток на доступный ей диапазон эмоциональных проявлений. На большинстве фотографий у Греты очень злое, почти жуткое лицо).

А пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков выдал нечто очень в современном русском духе. То есть порцию отборных оскорблений под видом заботы: "Главное, чтобы с девочкой было все нормально, чтобы она не переживала эмоциональных перегрузок, чтобы хрупкий детский организм все перенес, а так постановка вопроса, конечно, она оправданная, вопрос стоит остро. Просто наверняка девочке нужно объяснить, что многие страны делают очень много … для того, чтобы бороться … с теми вызовами, которые в области экологии стоят перед человечеством".

Журналисты, блогеры и просто неравнодушные заподозрили, что Грету используют – втемную или открыто – адепты климатического заговора, которые хотят продолжать зарабатывать состояния на страхе перед грядущим апокалипсисом. Вспомнили масонов, коммуняк, родителей и даже старика Сороса. А некоторые увидели в Грете вполне самостоятельное зло – воплощение нового тоталитаризма, в котором сплелось наследие гитлерюгенда, советской пионерии, китайских хунвейбинов и тому подобных практик. Вспомнили даже средние века и религиозные войны.

И сарказм, и завуалированная забота, и навешивание ярлыков, и даже выбор определенных ракурсов на фото в новостных лентах – все это на самом деле разные проявления одного и того же явления. А именно – агрессии.

Так почему же ответ мира (определенной его части, никак не связанной с экономическим благополучием) на слова Греты оказался таким агрессивным?

Первое, что приходит в голову – это защитная реакция. Люди, которых зацепила Грета со своим "Вы украли мое детство", будто бы почувствовали необходимость как-то ее объяснить, описать в понятных терминах всемирного заговора или психиатрического диагноза, чтобы снять остроту поднятой ею проблемы. Причем эта проблема (к сожалению для самой активистки), может мало касаться собственно климата.

Ведь и украинские граждане, в излишнем внимании к проблемам экологии не замеченные, приняли самое живое участие в обсуждении "казуса Греты". Нас мало интересует экология, но сильно интересует иерархия. Да как смеет эта малолетняя девица из благополучной Швеции указывать нам, жизнь с изнанки познавшим, в чем наша главная беда? Почему она не плачет о войне в Украине, например? Почему всяким левакам-экстремистам позволено переходить все мыслимые грани приличий, используя психически больных детей в своих политических целях? И вообще, дети должны знать свое место, и это место – явно не трибуна ООН.

Страх перевернутых иерархий поразил не только консервативных пользователей украинских соцсетей. В эфире одного из американских каналов, например, юных эко-активистов, мобилизованных Гретой Тунберг, сравнили с "Детьми кукурузы" Стивена Кинга, которые изничтожали всех взрослых. Мол, скоро следует ожидать появление "детей климата". И в каком-то смысле они уже здесь.

На прошлой неделе Грета и еще 15 подростков подали официальный иск в ООН против ряда стран с обвинением в недостаточном противодействии климатическим изменениям. А еще они устраивают забастовки по всей Европе, и управы на них не найдешь. Разве что дубинками и автозаками, как в России, но к этому на Западе пока не готовы.

Получается, что благодаря Грете многие люди почувствовали себя внутри ужастика, в котором перепутаны все полюса, где слабые гнобят сильных, где ни в чем нельзя быть уверенными, даже в том, что можно посчитать с помощью современной точнейшей измерительной техники (споры о техногенном характере глобального потепления будут идти вечно). Кажется, именно это чувство – тотальной неуверенности и беды – и пыталась передать Грета своим выступлением. Пусть мы расходимся в причинах, но в этом ощущении мы скорее едины.

И если мы живем в мире, где больше уже ничего не понятно ни взрослым, ни детям, то вопрос "Как вы смеете?" может оказаться даже полезным. Если каждый человек будет спрашивать себя время от времени "как я смею?" (говорить гадости, перерасходовать ресурсы, мусорить и так далее), климат может и не исправится, а вот количество зла уменьшится точно.

СТАТЬИ ПО ТЕМЕ: