Мнение: Гаити и Украина. Рыба или удочка
Обвиняя в собственных проблемах внешнего врага, привыкая к жизни за счет подачек, Украина превращается в Гаити
В январе на Гаити произошло сильнейшее землетрясение, в результате которого погибло множество людей. Разрушены дома, коммуникации, тысячи жителей страны остались без крова, пищи и воды. Первый порыв – помочь во что бы то ни стало. Аэропорт столицы Порт-о-Пренс ежедневно принимает 150 самолетов с гуманитарными грузами. Газеты пишут об этом и критикуют государства, не пришедшие на помощь. Все ли логично? Зададим несколько вопросов и попытаемся на них ответить.
Сколько же все-таки человек стали жертвами землетрясения? Президент страны Преваль говорит, что "от 50 до 300 тысяч". В стране с населением в 10 миллионов – очень серьезное расхождение в цифрах. Он просто не знает! Зато точно знает, что для "спасения Гаити" ему нужно $10 млрд. Сам президент переехал в соседнюю страну и живет в роскошном отеле.
Какие строения разрушились в Гаити? Лачуги, в которых живут бедняки (99% населения), и правительственные здания, выстроенные на "подряды от государства". И мы понимаем, почему разрушены хибары, а роскошные виллы местных наркобаронов и чиновников уцелели.
Почему, находясь на одном острове, Гаити и Доминикана живут совершенно по-разному (доход на душу населения в первой стране – $800, во второй – $5 тысяч)? В Доминикану ездит множество туристов, а в Гаити нет, поскольку туристам там страшно. Почему?
Какие организации являются самыми влиятельными на Гаити? Армия Каннибалов и Армия Вуду – боевые группировки, с помощью террора и рэкета подчинившие себе часть страны. Первая из них свергла президента Аристида, после которого и пришел нынешний. Пока его поддерживают обе группировки, и это уже о многом говорит.
По информации Financial Times, на территории Гаити до землетрясения действовало более 500 благотворительных организаций (из весьма цивилизованных стран), которые получали и распределяли помощь и финансирование. И они, как пишет издание, соперничали друг с другом за "долю рынка", то есть за увеличение количества получателей помощи. Причем трудились эти организации там уже более 20 лет. Полувоенные банды активно "помогали" распределять помощь.
Благотворительная организация (Charity) – это бюрократия, финансируемая либо правительством, либо международной структурой. За редким исключением задача любой бюрократической организации, и это доказано учеными, – сохранить себя, а лучше – приумножить, расширяя влияние, аппарат и контроль над ресурсами. Для расширения необходимо увеличение финансирования. А для этого достаточно, чтобы те, кому ты помогаешь, постоянно продолжали нуждаться и чтобы их становилось все больше. Если вдруг ты всех спасешь, то кому тогда нужна твоя организация?
Вот красноречивый пример. В Гаити практиковалось возделывание риса. После того как в столице начали раздавать благотворительный рис бесплатно, это потеряло экономический смысл, крестьяне просто перебрались в столицу и присоединились к получателям помощи. Страна стала еще беднее – и нужда в гуманитарной помощи и организациях, ее доставляющих и распределяющих, увеличилась.
Зачем я об этом пишу? Очень не хочется, чтобы Украина "гаитизировалась": коррупция чиновников с молчаливого согласия общества, огромное неравенство в доходах, привычка жить получая, а не зарабатывая свой кусок хлеба, обвинять во всех проблемах "внешние заговоры" и существование за счет международных организаций – часть этих признаков уже реальность.
Есть два способа помощи бедным – накормить рыбой или же дать удочку и научить их ловить самостоятельно. В первом случае вам придется давать все больше и больше рыбы, во втором – есть шанс, что через какое-то время люди сами смогут себя обеспечить. Для богатых стран дать рыбу – быстрее и политкорректнее: кто посмеет отказать в помощи голодным? Второй способ гораздо сложнее, людям нужна будет внутренняя мотивация. А нынешняя мотивация гаитян такова: глупо ловить рыбу, когда все вокруг предлагают ее бесплатно.
Петр Чернышов,генеральный директор "Славутич", Carlsberg Group [email protected]