Черная работа для белых воротничков. Почему в Украине диплом вуза – путевка на свободную кассу
Почему в Украине диплом вуза не гарантирует работы по специальности, а людей с высшим образованием становится гораздо больше, чем работы, которую им могли бы предложить.
Почти у всех моих знакомых высшее образование. Больше половины ни дня не работали по специальности. Отсутствие связи между фактической деятельностью и тем, что написано в дипломе, давно воспринимается как нечто само собой разумеющееся.
Нередко в требованиях к кандидатам на замещение вакансий в офисах коммерческих структур наличие высшего образования фигурирует без уточнения специализации.
Диплом, скорее, свидетельствует о принадлежности к определенной социальной среде, чем о получении знаний и навыков, необходимых для профессиональной деятельности в какой-то конкретной отрасли.
В истории много примеров, когда обеспечение доступного высшего образования становилось средством снижения напряженности в обществе. К нему прибегла Индира Ганди, когда в 1980-х вернулась к власти после поражения на выборах 1977-го, казавшихся концом ее эпохи.
Во время второго пришествия Ганди вузы в Индии росли как грибы после дождя. В 1971 году их было около 3700, в 1985-м — более 5100, к концу десятилетия вузы ежегодно выпускали 3,5 млн человек.
Но вот, что интересно, в отчете University Grants Commission (специальной правительственной комиссии, оценивавшей эффективность высшего образования) сказано, что только пятая часть выпускников становилась "экономически активным населением".
Проще говоря, только 20% были востребованы нанимателями и приносили пользу, остальные 80% приходилось как-то "пристраивать".
Отчасти это объясняется тем, что именно в 1980-х беспрепятственный доступ к высшему образованию получили женщины, которых в Индии в то время крайне неохотно брали на работу. Отчасти тем, что первое место по популярности среди абитуриентов занимали гуманитарные специальности: их выбирали в среднем 40% поступающих.
ВажноДля сравнения, на долю технических специальностей приходилось всего 4,5%, а на профессии, связанные с развитием аграрной отрасли, и того меньше — 1,3%.
В современных учебниках по экономике пример Индии называют "кризисом белых воротничков". Получивших высшее гуманитарное образование стало так много, что работу для них приходилось создавать искусственно. Новые вузы открывали уже для того, чтобы дать им работу.
Но количество так и не переросло в качество. В 2020-м только четыре индийских учебных заведения фигурировали в топ-1000 QS World University Rankings. К примеру, в топ-1000 вошли 42 вуза из Китая, причем шесть из них — в первой сотне, у Малайзии — 21 вуз, из них четыре — в топ-200. Украина ненамного опередила Индию. Наших вузов в этом рейтинге шесть, в первых двух сотнях их нет вовсе.
Украинцы постарше уже наблюдали "кризисы белых воротничков". Им не нужно объяснять, как это бывает, когда людей с высшим образованием становится гораздо больше, чем работы, которую им могли бы предложить.
К слову, наше государство не подстилало соломки образованным безработным, никто нарочно не создавал новых учебных заведений или еще каких-нибудь организаций для их трудоустройства, люди сами выкручивались как могли. Дипломы пылились в шкафах, а их обладатели торговали на рынках, таксовали, нанимались уборщиками и т. д.
Даже если Украину накроет новой волной безработицы "белых воротничков", трагедией это, скорее всего, не станет. Сработает опыт выживания, накопленный во время предыдущих кризисов.
Но все-таки за державу будет невероятно обидно. Тысячи молодых людей, мотивированных и имеющих возможность продолжать учебу после школы, чтобы приобрести высокую квалификацию, — серьезный потенциал для развития страны.
Не зря же Институт статистики при ЮНЕСКО рассматривает количество вузов и их выпускников как один из ключевых факторов экономической конкурентоспособности страны. Жаль было бы растратить этот потенциал впустую.