Одесса и Львов уходят в Европу. Как неудачи России могут стать экономическим прорывом Украины
"Географическое проклятие" Украины, расположенной на разломе цивилизаций, может в итоге войны стать ее географическим бонусом. О будущих транзитных путях без участия России размышляет экономист Алексей Кущ.
Новая глобальная транспортная стратегия для Украины — или не все потеряно в части логистического потенциала.
Как "географическое проклятие" трансформировать обратно в географический потенциал?
Как вновь стать страной-хабом, страной-мостом?
Как формировать 15-20% ВВП за счет логистического транзитного потенциала?
Казалось, Россия на востоке обнулила нашу геополитическую транзитивность.
Но не все так однозначно плохо.
Война — не только кризис, но и новые возможности.
Завязнув в войне против украинцев, РФ существенно подорвала свои позиции в Центральной Азии и Закавказье.
На пике своего геополитического могущества Россия находилась в январе 2022 года, когда ввела свои войска в Казахстан, как когда-то СССР в Афганистан — "по просьбе руководства братской республики".
Дальше — только с горки.
Китай фактически "хакнул" Центральную Азию из системы регионального влияния РФ.
Теперь очередь дошла и до Закавказья: Армения заявляет о мирном соглашении с Азербайджаном и о возможном выходе из ОДКБ.
Китай запускает альтернативный маршрут Нового шелкового пути в обход России через Пакистан, Иран и Турцию.
Страны Центральной Азии и Иран формируют свой проект — транспортное железнодорожное кольцо вокруг Каспийского моря.
США совместно с Британией планируют индийскую альтернативу китайского шелкового пути: из Мумбая в Бендер-Аббас в Персидском заливе и далее в Турцию.
Турция становится узловым хабом всех трех проектов: Китайского Нового шелкового пути, Индийского товарного маршрута в ЕС и кольца вокруг Каспия.
Вполне возможно, что часть потоков через Болгарию и Румынию пойдет и в Украину.
Украине нужно создать два хаба — в Одесской области — прием грузов из Азии и направление их в ЕС, а также обратно из нашей страны в Азию.
И во Львовской области — переход на европейский стандарт ж/д пути и логистическая "раздатка" в ЕС грузов из одесского хаба.
Кроме того, такие хабы в перспективе становятся промышленными полигонами, собирая из импортных комплектующих готовую продукцию.
Наше конкурентное преимущество — после доставки товаров из Азии в ЕС маршрут работает на доставку наших товаров и аграрной продукции в Азию.