Удары по НПЗ работают — какие точки уязвимости России выявили украинские спецоперации

Современная Россия имеет три глобальные экономические уязвимости. Подчеркивая их, аналитик Виталий Шапран рассматривает, как развивается ситуация в связи с недавними украинскими ударами по российским НПЗ и другими событиями.

НПЗ, удар, россия
Фото: V1.RU | Удары по НПЗ уже доставляют проблемы России — и это только начало
Related video

Об экономических уязвимостях россиян. Или о бензоколонке без бензина, бензовозов и без кассы. Сочетание классических санкционных инструментов с диверсионными возможностями украинских силовиков открывают в 2024 году реализацию довольно интересных сценариев в борьбе с РФ на экономическом фронте. Наш враг имеет 3 постоянные уязвимости, которые неспособен изменить:

  1. Зависимость от нефти.
  2. Большая территория.
  3. Проблемная система управления в госкомпаниях и банках.

1. С легкой руки покойного сенатора МакКейна, экономисты давно называют РФ "бензоколонкой". Половина экономики врага зависит от топливно-энергетического комплекса. На фоне нефтяных санкций разница между ценами на BRENT и российскую URALS колеблется в диапазоне 5-30 долларов на баррель. Интересный ход событий может возникнуть из-за атаки Украиной российских НПЗ. Высвободившийся объем нефти пойдет на экспорт, и не только, чтобы компенсировать потерю экспортной выручки по топливу. Поскольку у россиян (в отличие от США) отсутствуют нефтяные хранилища, то существенное падение спроса на нефть со стороны российских НПЗ должно привести к увеличению запасов в терминалах. А через месяц-два дополнительные объемы нефти просто пойдут на экспорт, потому что ее не будет куда девать, иначе российским нефтяникам придется консервировать скважины, что дорого. Длительные постоянные атаки на НПЗ должны увеличить дисконт между нефтью BRENT и российской URALS, а это прямые бюджетные потери россиян. С тезисом о том, что атаки на НПЗ тянут цену на нефть в гору, я не согласен. Цены в гору на нефть BRENT тянет уменьшение добычи странами OPEC и одновременный рост потребления на фоне обмена угрозами между Израилем и Ираном. На графике, в принципе, видно, что цены колеблются независимо от аварий на российских НПЗ.

Динамика цен на нефть марок BRENT и URALS Fullscreen
Динамика цен на нефть марок BRENT и URALS

Второй аспект нефтяной темы — это инфляционное давление на рубль, из-за подорожания топлива. В марте в РФ биржевые цены на бензин подскочили на 14%, а на дизтопливо — на 11%. До розничных АЗС волна пока не дошла. Власти надавили на РЖД, которую обязали доставлять топливо из других регионов РФ в зоны покрытия аварийных НПЗ. Впрочем, рост цен на топливо — это ключ к развенчиванию инфляционного маховика в любой стране. Если потери мощностей российских НПЗ достигнут 30-40%, то спрятать проблему за счет запасов уже не получится. Да и забитые под завязку нефтяные терминалы в том же Новороссийске будут ярко гореть, хотя в эффективности ударов именно по терминалам не уверен. Поток на свободный рынок URALS, которую негде хранить, может сбить цены в черноморском регионе ниже ценового потолка в 60 долларов.

2. Большая территория — это большая зависимость от транспортной логистики. Речь не столько о пассажирском транспорте, сколько о грузовых перевозках, трубопроводах, передаче электроэнергии. Поезд от Санкт-Петербурга до Владивостока идет 11-12 дней, грузы могут двигаться месяц-два. Слабым местом россиян остается логистика в КНР и Северный морской путь, который зависит от навигации. Взрыв в Северомуйском тоннеле показал, что транспортные пути в РФ имеют свои узкие места. Недавний кейс с торможением роста цен на АЗС в крупных городах РФ при загрузке РЖД топливной логистикой дает понимание, что аварийное прекращение работы транспортной инфраструктуры россиян в узких местах может стать катализатором не только топливного кризиса. Интересна авиационная транспортная логистика. Для России транспортный флот, те же ИЛ-76, являются слишком важными не только для гражданских, но и для военных грузов. Разница во времени при переброске грузов и личного состава из Владивостока в БНР между поездом и самолетом достигает 7-10 дней. Оперативное перемещение грузов в РФ без парка самолетов невозможно. Но парк гражданских грузовых самолетов был в РФ достаточно скромный: до 50-ти ИЛ и 65-ти АН. В 2023 году СБУ провела успешную операцию по блокированию экспорта двигателей для ИЛ-76 из Украины, это как раз критическая для россиян запчасть. Но дополнительная бдительность в этом секторе не помешает.

3. Система управления государственными корпорациями в РФ особенная и работает на коррупционном двигателе. За чиновниками присматривают генералы, за генералами — другие генералы, а за ними — полковник КГБ... Эти сложные круги контроля никогда не останавливали хищения средств. Особенно узким местом системы у россиян сейчас являются госбанки. Санкции и снижение экономической активности привели к значительным убыткам, которые российские банкиры успели похоронить в отчетности, где лимит скелетов уже почти исчерпан. История старая, как история Сбербанка СССР: старые плохие кредиты переоформляются как новые (хорошие), а затем понемногу вытесняются супер-новыми, и постепенно теряют свой вес в кредитном портфеле, в т.ч. под влиянием инфляции. Но когда скорость роста плохих кредитов больше притока ликвидности, плохое качество активов становится заметным. В наиболее тяжелом состоянии сейчас находится ВТБ. На одной из конференций глава ВТБ Костин даже пошутил, что ВТБ уже не нужны международные Базельские рекомендации, мол, давайте соберемся в Воронеже и сделаем для РФ Воронежские рекомендации. Действительно, для ВТБ Базельские рекомендации уже слишком тяжелые. Кризис на рынке нефти URALS вполне может подтолкнуть российский банковский сектор к катастрофе. Здесь рисуется четкая цепочка: "кризис в кассе бензоколонки" — катастрофа на рынке нефти — снижение доходов банков на фоне падения ликвидности системы государственных финансов РФ — увеличение списаний по кредитам россиянам — банкротства банков — отвлечение бюджетной ликвидности на лечение госбанков.

В принципе, при любом сценарии удары по москалькским НПЗ — это интересная точка отсчета экономического кризиса в РФ. Поэтому союз диверсионных возможностей Украины вместе с международной санкционной политикой выглядит рабочим инструментом, к которому стоит "прикрутить" катализаторы кризисных процессов в РФ. У врага очереди должны быть не только за яйцами и сахаром, они должны быть к банкоматам и за бензином.

Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.

Источник

Важно
Воевать с Россией за ее деньги. Что нужно сделать Украине, чтобы это стало реальностью
Воевать с Россией за ее деньги. Что нужно сделать Украине, чтобы это стало реальностью