Ядовитая налоговая политика: что показало расследование Совета бизнес-омбудсмена
Эксперт в налоговой сфере Вячеслав Черкашин анализирует расследование Совета бизнес-омбудсмена Украины по налоговым проверкам. И в результате приходит к выводу: вся система нуждается в полной перезагрузке и смене ценностей
Совет бизнес-омбудсмена (СБО) сделал доброе дело в новом расследовании "Налоговые проверки — проверяй, но доверяй". Вопрос внезапного для бизнеса возвращения налоговых проверок во время войны стал отдельной линией разлома между обществом и властью. А уголовные производства и проверки превратились в наиболее распространенную форму диалога государства и бизнеса (кстати, президентские три месяца без масок-шоу уже истекли).
Обращу внимание на те выводы СБО, в которых полностью уверен по собственным наблюдениям и исследованиям.
- Проблемы с доверием бизнеса к налоговым органам хронические и системно недооценены: по данным СБО, доверие к региональным налоговикам составляет 13,3%, к центральному аппарату — 18,9%. В то время как последнее исследование общественного мнения, проведенное под эгидой ГНС (в январе 2023 года), считает, что около двух третей бизнеса (66%) доверяет ведомству. Странная (в 3 раза) погрешность измерения.
- В стране безосновательно культивируется сверхагрессивная модель сбора налогов: работа СМКОР (блокировка накладных) и налоговые проверки являются "наиболее популярными" темами для жалоб бизнеса. В 85% случаев за период 2022-2023 налоговые проверки завершались составлением актов/ППР со штрафами (в 2017-2021 показатель был 74%), хотя их уровень эффективности является сверхнизким — только 4 грн из 100 попадает в бюджет! Пример 2023 года: ГНС доначислено 75 млрд грн — 100%, но согласовано бизнесом только 25,3 млрд грн — 33,7%, из которых только 3,07 млрд грн поступило в бюджет — 4,1%. При том, что 99% платежей в бюджет являются добровольными, бизнес постоянно их наращивает — по состоянию на 01.04.24 рост платежей в сводный бюджет по сравнению с первым кварталом 2023 года составил +58,5% или +148,2 млрд. В то же время, Национальная стратегия доходов и "политика мобилизации доходов" стимулирует дальнейшее построение сверхсложного, раздутого, нестабильного и недружественного к бизнесу налогового законодательства.
- Силовые способы наполнения бюджета являются мизерными, а чрезвычайная бюджетная эффективность налоговых проверок — фейком: доля поступлений от проверок за последние 7 лет никогда не достигала 1% в общей сумме налоговых поступлений. Ковидный и военный мораторий только подтвердили это (проверок не было, но поступления в бюджет все равно росли).
- Налоговые органы все больше похожи на то, что несколько ранее создали с таможней, а затем с БЭБ, где единственный адекватный выход из системного кризиса — полная перезагрузка института: последние 7 лет, даже несмотря на неоднократную смену руководства, попытки установить ключевые показатели эффективности, конфигурация ключевых проблем вокруг налоговых проверок не изменилась, а иногда они даже углубились.
Таким образом, последние годы наблюдаем построение экономики надзора и регулирования на основе усиления вмешательства государства в дела бизнеса и налогоплательщиков, а налоговая политика становится ядовитой для ее восстановления.
Курс немедленно нужно менять!
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно