Падение гривны, высокие долги, новые дороги. Что ждет Украину и почему молчат налогоплательщики
Эксперт в налоговой сфере Вячеслав Черкашин анализирует бюджетную декларацию до 2027 года. Главная ее идея — чрезмерно жесткая фискальная политика, что наряду с войной станет главной причиной неудовлетворительных темпов экономического восстановления и ухудшения стандартов жизни
БЮДЖЕТНАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ 2025-2027
(экономический и фискальный аспект)
1. Бизнес ждет весомый рост налоговой нагрузки в 2025 году по сравнению с текущим годом, прирост доходов бюджета-2025 составляет 646,5 млрд грн или +36,6 процента.
Внимание, чрезвычайный рост налоговой нагрузки! На 3 года предусмотрена разработка ежегодно пакета дополнительных мер по сбору налогов в объеме около 340 млрд грн. Доля налоговых поступлений в ВВП вырастет на 3,1%.
2. Основные макропоказатели в 2025 году свидетельствуют о сознательной заморозке экономики — реальный рост составит лишь 2,7% ВВП. Всего за три последующих года мы преодолеем лишь чуть больше половины последствий 2022 года (падение-22 составило 28,8%, восстановление 2025-2027 — 16,4%). Это чрезвычайно низкие темпы.
3. Дефицит госбюджета-2025 прогнозируется на уровне 18,2% ВВП в 2025 году (Госбюджет-2024 принят с дефицитом 1,57 трлн грн, или 20,6% ВВП). Тем не менее, в 2025-2027 гг. прогнозируется пиковое по траектории сокращение дефицита государственного бюджета — с 20,6% до 6,7% или на 13,9% от ВВП. Такая крайне амбициозная, с признаками утопии, задача (сократить дефицит почти на 1 трлн грн), скорее всего, и является главной причиной шквала налогов, который будет ждать украинцев ближайшие 3 года.
4. Стратегическая цель долговой политики — снижение уровня государственного и гарантированного долга до 90% ВВП в 2027 году (на конец этого года 110%), для чего Правительство хочет максимизировать поступления от ОВГЗ в 2025-2027 годах. Еще один вызов реальности (масштаб сокращения в 20% ВВП).
5. Курс гривны: 2025 год — 45 грн/долл; 2026 год — 46,5 грн/долл, 2027 — 46,4 грн/долл. К сожалению, даже сегодняшние курсы валют с этим не согласны.
6. Базовый сценарий — активные боевые действия как минимум в течение всего 2025 г.
Важно7. В 2025-2027 гг. правительство воздержится от введения любых налоговых и административных мер, которые могут негативно повлиять на базу налоговых поступлений (жесткая налоговая политика, отсутствие новых стимулов и преференций для бизнеса).
8. Приоритетные задачи налоговой политики сконцентрированы на выполнении Нацстратегии доходов до 2030 года, которую запрещено менять или совершенствовать, в частности: отмена льгот по налогу на прибыль, однако введение норм по полному вычету расходов (мгновенной амортизации); по практике ЕС более активное противодействие уклонению от уплаты налогов; усовершенствование правил трансфертного ценообразования в соответствии с рекомендациями ОЭСР; введение международного автоматического обмена информацией для налоговых целей; пересмотр ключевых элементов военного сбора, в том числе рост ставки (охватывает все доходы физических лиц и инвесторов, в частности КИК), круг его плательщиков, базы и объектов налогообложения.
9. Приоритетные задачи таможенной политики также базируются на Нацстратегии доходов до 2030 года (усиление антикоррупционных мер и повышение доверия к таможенным органам; поддержки и сотрудничества с бизнесом; развитие международного таможенного сотрудничества; институциональное развитие таможенных органов; развитие IT и обеспечение техническими средствами контроля). В целом есть опасения, что нормальной перезагрузки контролирующих органов не планируется — фасадные изменения, которые почти ни на что не повлияют.
10. Социальные стандарты замораживаются на 3 года (снижение покупательной способности и благосостояния наиболее уязвимых слоев населения) — размеры прожиточного минимума на 2025-2027 гг. на уровне 2024 года (2 920 грн, мин. пенсия — 2 361 грн). Социальные услуги — не единственный пострадавший (-45,2 млрд грн), сокращение расходов ждет Мининфраструктуры (-16,3 млрд грн) и здравоохранение (-11,9 млрд грн).
11. В 2025-2027 годах размер минимальной заработной платы — 8000 гривен.
12. Хотя уровень коррупции остается высоким, все равно восстанавливают строительство дорог — Дорожный фонд: финансирование в 2025 году — 43,8 млрд грн, в 2026 и 2027 гг. соответственно 124 и 233,8 млрд грн. Ждем новых расследований от Bihus.Info.
Подытоживаем. Украину ждет чрезмерно жесткая фискальная политика, что наряду с войной станет главной причиной неудовлетворительных темпов экономического восстановления, совокупный спрос будет оставаться в подавленном состоянии, а стандарты жизни будут ухудшаться. Но все это удовлетворяет текущее Правительство, а налогоплательщики молчат.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно