Флот РФ растет только на бумаге. Как Россию оставили без украинских морских двигателей
На бумаге, ежегодный прирост российского флота выглядит внушительно. Но это ничего не значит, отмечает военный аналитик Дэвид Экс в колонке для The Telegraph — больших кораблей Россия не строит, потому что потеряла украинский источник морских двигателей.
По данным государственных СМИ, в 2024 году российский ВМФ планирует принять 12 новых военных кораблей и еще 38 — малых кораблей. Это на два военных корабля больше, чем в прошлом году, и вдвое больше, чем в среднем за предыдущее десятилетие. На бумаге это на два военных корабля больше, чем ведущий флот мира — ВМС США — планирует принять в этом году.
Но на практике предполагаемый переломный год для строительства военных кораблей в России ближе к спаду. Новые российские корабли небольшие и легковооруженные – и начинены потенциально ненадежным оборудованием, в частности, морскими двигателями, которые Россия раньше импортировала из Украины, но теперь собирает самостоятельно.
Хуже того, российское судостроение едва поспевает за потерями российских кораблей в 28-месячной войне России с Украиной. Украинские ракеты и беспилотные катера уменьшают тоннаж российских военно-морских сил почти с такой же скоростью, с какой Россия может его наращивать.
Есть несколько способов сравнить военно-морские силы. Один из них — подсчитать отдельные океанские корабли, независимо от размера и того, какое вооружение они несут. Другой вариант — подсчитать, сколько ракет в целом может нести флот. Третий — посчитать тоннаж, то есть, сколько тонн воды вытесняет флот.
Тоннаж — полезный показатель, поскольку более крупные корабли, как правило, более живучи и более тяжело вооружены, чем потенциально более многочисленные меньшие военные корабли. Вот почему, несмотря на то, что у китайского флота больше корпусов, чем у ВМС США – 350 китайских военных кораблей против 290 американских – ВМС США по-прежнему являются более мощным флотом.
Водоизмещение флота США — 8,2 млн тонн, а флота Китая — 3,2 млн тонн. Неудивительно, что этот превосходящий тоннаж также приводит к более тяжелому вооружению. Американские военные корабли имеют около 9900 ракетных пусковых установок, китайские — всего с 4200, а российские — с 3000 или около того.
Не менее разрушительным для Москвы является то, что тоннаж военно-морских сил США и Китая неуклонно растет по мере того, как новые более крупные корабли заменяют старые меньшие корабли. Но российский флот движется в противоположном направлении. Новые корабли меньшего размера заменяют старые большие.
Во время "холодной войны" российский военно-морской флот был настоящим военно-морским флотом с амбициями по размещению надводных кораблей и подводных лодок по всему миру. В число надводных кораблей входили массивные линейные крейсеры, а также эсминцы, фрегаты и даже авианосцы.
Но советская надводная кораблестроительная промышленность рухнула вместе с Советским Союзом – и так и не восстановилась. Самые крупные корабли на вооружении России – несколько линейных крейсеров, обычных крейсеров и эсминцев и один ветхий авианосец – являются остатками советской власти. И один из этих остатков, крейсер "Москва", был потоплен украинскими противокорабельными ракетами в 2022 году.
Российская промышленность по-прежнему умудряется строить большое количество крупных подводных лодок. Но новые российские надводные суда, как правило, представляют собой патрульные корабли, корветы и фрегаты водоизмещением всего несколько тысяч тонн, что составляет не более трети размера одного из 70 или около того эсминцев класса "Арли Берк" ВМС США.
Военно-морские амбиции Москвы уменьшились вместе с ее кораблями. Российский флот все больше становится прибрежным.
Основная причина постоянного сокращения количества отдельных российских кораблей и российской военно-морской стратегии — морские двигатели. Российская промышленность изо всех сил пытается создать двигатели достаточного размера и надежности, чтобы привести в движение что-либо большее, чем фрегат. До 2022 года Россия импортировала большую часть своих морских двигателей из Украины.
Российские военные корабли настолько ненадежны, что приходится содержать огромный флот океанских буксиров, в задачи которых входит буксировка военных кораблей, чьи двигатели выходят из строя во время развертывания. Буксирный флот ВМФ России имеет водоизмещение около 150 000 тонн, что превышает весь флот Канады.
Так что да, в этом году российский флот должен получить дюжину новых военных кораблей. Четыре из них — подводные лодки, но большая часть остальных — корветы. Учитывая, что в этом году украинцы уничтожили как минимум три надводных корабля Черноморского флота России – два корвета и десантный корабль – вполне возможно, что рост тоннажа российского ВМФ в этом году будет незначительным, если не сказать практически неизменным.
Смешно, но это лучше по сравнению с 2022 годом, когда российский ВМФ фактически сократился – в основном из-за потери 11 000-тонной "Москвы".
Длительный упадок российского военно-морского флота продолжается.
Автор выражает личное мнение, которое может не совпадать с позицией редакции. Ответственность за опубликованные данные в рубрике "Мнения" несет автор.
Важно