Концессия в темноте: как АМПУ запускает "конкурс" без цифр и доверия

IFC и ЕБРР исторически помогали правительству структурировать портовые концессии, но присутствие советников не заменяет подотчетность обществу. Борислав Береза отмечает, что министерство развития должно остановить этот конкурс в его нынешнем виде.

В начале ноября чиновники обещают объявить конкурс на концессию двух терминалов порта Черноморск. Почему-то после двух моих предыдущих постов уже тишь да гладь и без прежней помпы. "А шо случилось", уважаемые? Все же коррупционная рента любит тишину? Нет, конечно, по-прежнему из уст причастных звучат правильные слова о международных партнерах и "европейских стандартах".

Но простой вопрос зависает в воздухе: где базовые цифры ТЭО, модель платежей государству, риск-матрица на время войны и измеряемые KPI безопасности? Почему к конкурсу не допущен национальный бизнес? Публичного ответа нет, зато в риторике государственных менеджеров, существующих за счет "маленьких украинцев", появилось нечто новое: отсылка к "коммерческой тайне". Знаю от коллег-журналистов, что именно такие ответы они получают на свои запросы с вопросами о деталях будущей концессии. Нет, дорогие, точнее — очень дорогие, так реформы не делают. Так готовят ручное решение под "своего" победителя.

Очень лакомый кусок. Порт — вполне живой, перевалка более 4 млн тонн. И секретность, похоже, объясняется тем, что его просто хотят отдать за бесценок. Поэтому и ТЭО засекретили, поэтому и туман от чиновников и красноречивое молчание международных партнеров о реальных условиях.

Хочу напомнить АМПУ и профильному министерству: закон "О доступе к публичной информации" четко устанавливает: информацию о владении, пользовании или распоряжении государственным имуществом, а также условия получения этого имущества или средств нельзя прятать за грифом "коммерческая тайна". Любое ограничение доступа проходит "трехсоставной тест" — законная цель, доказанный существенный вред и преобладание этого вреда над общественным интересом. В нашем случае — распоряжение госимуществом на десятки лет, и сокрытие базовых условий очевидно не проходит этот тест. Поэтому требование элементарное: обнародовать экономику проекта до старта конкурса.

"Конкурентный диалог" не равен "диалогу с избранными".

Напомню, что АМПУ апеллирует к формату "конкурентного диалога". Но закон называет его лишь разновидностью процедуры, не индульгенцией для закрытия стартовых параметров. Без обнародованных базовых условий — минимальных инвестобязательств, структуры платежей государству, критериев оценивания и календаря диалога — никакой реальной конкуренции не будет, только соревнование презентаций в кулуарах. Раскройте правила игры до объявления — иначе это не диалог, а ширма.

И намеки, что разглашения деталей нет по соображениям безопасности — циничны и полностью ничтожны. Все с точностью до наоборот, ребята. Война — причина прописывать все "черным по белому", а не прятать. В военное время доступ к публичной информации — критический элемент безопасности и доверия, а не повод уменьшать прозрачность

Кто забыл — 9 октября российская атака полностью обесточила Черноморск; горели и объекты портовой инфраструктуры. Это не "форс-мажор на случай", это наш ежедневный риск. К сожалению. В договоре должны быть KPI безопасности и резилиенса: протоколы ПВО/укрытий и тренировок, резервное энергопитание, целевое время восстановления, обязательное war-risk страхование береговой инфраструктуры, прозрачная процедура "пауза/перезапуск" и санкции за невыполнение. Пока этих пунктов публично не существует — объявление конкурса выглядит авантюрой за счет государства. Точнее — за счет, который оплатят из кармана каждого "маленького украинца".

Международные советники — не аргумент для секретности, от которой попахивает схематозом.

IFC и ЕБРР исторически помогали правительству структурировать портовые концессии. Замечательно. Но присутствие советников не заменяет подотчетность обществу. Стандарты хорошего управления требуют минимального набора публичных документов до старта: короткое ТЭО, перечень активов, распределение рисков, критерии отбора, типовое соглашение. Иначе "международное сопровождение" превращается в ширму, освобождающую от ответственности казнокрадов.

Министерство развития должно остановить этот конкурс в его нынешнем виде. Сейчас оно коммуницирует намерения объявить конкурс в начале ноября. Хочу напомнить, что политическая ответственность за равные правила и доверие — на министерстве, а не на АМПУ. Публичные условия — сначала; объявление — потом. Иначе риск обжалований, потерянного времени и репутационной ямы для всей идеи государственно-частного партнерства в портах — гарантирован.

Поэтому, если по-прежнему Министерства и АМПУ хотят "бежать быстро", но без цифр и правил в приятной темноте, где шелестят зеленые бумажки — то вангую, как бы им до уголовного дела того же НАБУ не добежать. Настоятельно рекомендую, пока еще поздно, остановить коррупционный спринт. Министерство должно поставить простые предохранители: показать базовые условия, открыть критерии, зафиксировать KPI по безопасности. После атак 9 октября общество имеет полное право знать, как именно будет защищен порт, бюджет и работников. Так же и отечественный бизнес хотел бы услышать хоть что-то, похожее на объяснение недопуска украинских операторов к концессии.

В таком случае "правильные" инвесторы, которые действительно играют долго, только выиграют от прозрачных правил. В противном случае "конкурс" рискует превратиться в многолетнюю судебную-уголовную сагу с нулевым результатом для государства результатом.