Президент эпохи перемен. Чем запомнился первый год работы Порошенко

За год президентства Петра Порошенко Украина не начала полноценно жить по-новому. Но и по-старому жить уже не будет

Related video

Беспрецедентные 55% голосов, полученных Петром Порошенко в первом туре президентских выборов год назад, — прямой результат завышенных ожиданий постмайданного общества. Каждый из проголосовавших видел в Порошенко того, кого хотел видеть: человека, который сможет остановить войну, евроинтегратора, дипломата, опытного управленца, реформатора, патриота, борца с коррупцией. Ни один из его конкурентов подобной гибкостью образа похвастаться не мог. Да и сам Порошенко на обещания традиционно не скупился: децентрализация, люстрация, борьба с коррупцией, безвизовый режим, увеличение соцвыплат. Но самое главное — мир в Донбассе, который скоро должен был стать украинским. Тому подтверждение — пресловутые "я президент мира" и "АТО будет закончена за несколько часов".

Последний пункт — одновременно и главный успех, и главный провал пятого президента. Вспомним март прошлого года. Появление харьковской, запорожской, одесской и прочих республик общей площадью в пол-Украины тогда представлялось реальной угрозой. В итоге расползание "Новороссии" закончилось на восточных районах Донбасса. Другое дело, что ценой этого стал фактический отказ от части территории и вялотекущее перемирие с ежедневными человеческими потерями. Нынешние обещания вернуть Донбасс в Украину — уже не более чем ритуал для президента и его окружения. О возвращении Крыма и говорить не приходится.

"Во время войны, когда каждый день миллионы гривен идут на защиту нашей страны, нереально ставить задачу, чтобы украинский гражданин жил лучше. Но есть вещи, которые от войны не зависят"


Леонид Кравчук 
о реальных задачах военного времени
Fullscreen
Леонид Кравчук о реальных задачах военного времени

Сохранение целостности страны, пусть и столь относительной, — не только результат действий украинской армии, которую Порошенко пришлось создавать почти с нуля, конечно же, при неоценимом вкладе тысяч добровольцев и волонтеров. Это и плод его усилий на международной арене. Пожалуй, ни один украинский президент так много и так часто не общался с лидерами западного мира. Но создание проукраинской коалиции цивилизованных стран — опять-таки не личная заслуга главы государства, а скорее естественное желание США и Европы обуздать разъяренного русского медведя. В общемировой повестке дня Украина потеснила даже арабо-израильский конфликт. Однако в последние месяцы мир от нее явно устал. Украинская дипломатия за­игралась в комплекс жертвы. На саммите Восточного партнерства в Риге Киеву дали понять прямо: без реальных реформ внутри страны о продвижении в Европу можно забыть.

Обещанная "жизнь по-новому" за год так и не наладилась. Возможности президента влиять на внутреннюю политику страны не исчерпываются функциями, предусмотренными в Конституции парламентско-президентской республики. У президента многочисленный, хоть и разношерстный блок своего имени, основа парламентской коалиции — мощный инструмент влияния на законодательную, исполнительную и судебную власти, словом, на все происходящее в Украине.

Этим инструментом Петр Порошенко пользуется. На рассмотрение Рады внесены законы о масштабном реформировании силовых структур. Сделаны первые шаги к пропорциональной системе выборов с открытыми списками и децентрализации.

Шатко-валко начался процесс де­олигархизации. Ринат Ахметов постепенно лишается монопольного влияния на рынке электроэнергии, Дмитрия Фирташа теснят на рынке природного газа, Игорь Коломойский с боями сдает позиции в нефтяной отрасли. То есть основные предвыборные обещания Петр Порошенко вроде бы выполняет.

Благодаря умению договари­вать­ся до сих пор удается сохранить трещащую по швам парламент­скую коалицию, без работы которой говорить о реформах нет смысла

Но и несделанного много. Сам президент со статусом олигарха — собственника "Рошен" не расстался. Хотя и обещал. Да, война, а в войну трудно продавать, но обывателю нелегко объяснить нюансы управления государством и собственными активами, при которых доходы государства в 2014-м увеличились на 3%, а бизнесмена на 600%.

Альфа и омега остальных проблем — коррупция — продолжает процветать. Предшественник Порошенко на посту в свойственной ему манере обещал ее "выжечь каленым железом", нынешний глава государства по-европейски объявил к ней "нулевую толерантность". Но результат пока не впечатляет: в рейтинге "Индекс восприятия коррупции" по версии Trasparency International Украина за 2014 год продвинулась лишь на два места, с 144-го на 142-е из175 стран. Да и без рейтингов любой украинец подтвердит, что взятки как брали, так и берут.

Потому и с обещанными президентом миллиардами инвестиций не складывается. Безусловно, вкладывать в воюющее государство — дело очень рискованное. Но страна большая, есть Западная и Центральная Украина, которые далеки от "горячих точек" и при этом очень привлекательны для западных инвесторов с точки зрения логистики. Страна располагает качественной дешевой рабочей силой — из-за падения гривны в Украине сейчас самые низкие зарплаты в Европе. Вкладывай и богатей. Однако инвестор не идет. Украинская налоговая система остается одной из самых запутанных в мире, а коррупция на корню уничтожает любые прогрессивные нововведения, как, например, дерегуляция.

Кадровую политику президента тоже пока нельзя назвать впечатляющей. Похоже, при подборе кадров он ставит во главу угла личную преданность. За своих людей держится до последнего, не считаясь с имиджевыми потерями. Так было с экс-министром обороны Валерием Гелетеем и экс-генпрокурором Виталием Яремой, которые, несмотря на провалы на вверенных им участках работы, долгое время оставались в своих креслах.

Но в таком подходе есть и плюсы, по крайней мере с точки зрения решения тактических задач. Конфликту Порошенко предпочитает возможность договориться, пытаясь к тому же еще вовлечь оппонентов в свою орбиту влияния. Волонтеры яро критикуют деятельность Минобороны — ряд самых известных из них президент назначает в аппарат министерства. Правый сектор не подчиняется приказам — Дмитрий Ярош тотчас становится советником главы Генштаба. По сути, именно благодаря президентскому умению договариваться до сих пор удается сохранить трещащую по швам парламентскую коалицию, без работы которой говорить о реформах нет смысла.

Решительные меры вроде увольнений глава государства приберегает на крайний случай, как, например, в неприкрытом конфликте с Игорем Коломойским. Увидев, что олигарх выходит из-под контроля, Порошенко осадил его неожиданной для обывателей отставкой. Едва конфликт вокруг Укрнафты зашел на второй круг, своего поста лишился ставленник Игоря Коломойского — одесский губернатор Игорь Палица. Назначение на его место Михаила Саакашвили — очередной красивый, но неоднозначный ход. Тактика у Петра Порошенко пока превыше стратегии.

Президент учитывал еще один фактор украинской политики — украинское общество, точнее, активную его часть. В этом и состоит главное отличие Украины при Порошенко и Украины до Порошенко

План у президента есть, но явно для решения текущих задач и возникающих по ходу проблем, в том числе и в переговорах с Путиным. Но этого недостаточно для того, чтобы украинцы поняли, куда движется страна и чем они могут ей помочь.

Иногда главе государства приходится уступать, и, что действительно радует, не под нажимом олигархов. Гораздо больше, чем предшественники, Порошенко был вынужден учитывать еще один фактор украинской политики — собственно украинское общество, точнее, активную его часть. Самый яркий пример — отставка того же Виталия Яремы, за которого президент боролся очень долго, но в итоге сдался.

Пожалуй, в этом и состоит главное отличие Украины при Порошенко и Украины до Порошенко. Теперь первые лица государства, вплоть до президента, в своих маневрах связаны не только обязательствами перед другими первыми лицами и стоящими за ними финансово-промышленными группами.

Украина, в которой неравнодушные граждане могут через соцсети уволить чиновника или пресечь масштабную коррупционную схему, — это, конечно, не обещанная "жизнь по-новому", но шаг в ее направлении, скорее всего, бесповоротный. Старая система до сих пор жива, и способность договариваться пятого главы государства на протяжении первого года президентства помогала ей выжить. Теперь все зависит от того, готов ли сам Петр Порошенко действовать "по-новому".

Fullscreen

Текст: Юлия Самсонова, Милан Лелич, Станислав Мирошниченко
Фото: Наталья Кравчук/nvua.net,
УНИАН, Укринформ, Николай Лазаренко