Африканская война Украины и России: на чьей стороне будет Юг и что решает Кулеба
Республика Мали разорвала дипломатические отношения с Украиной, обвинив Киев в "поддержке терроризма в Африке". Какими могут быть локальные и глобальные последствия громкого дипломатического скандала, который возник как раз в разгар очередного африканского турне главы МИД Украины, выяснял Фокус.
В понедельник, 5 августа стало известно, что африканская страна Мали разорвала дипломатические отношения с Украиной. Впрочем, нельзя сказать, что подобный шаг стал неожиданностью, поскольку напряжение между Киевом и Бамако росло как минимум в течение последней недели.
В частности, в конце июля в окрестностях населенного пункта Тинзауатен военнослужащие правительственной армии Мали и бойцы ЧВК "Вагнер" начали бой с местными повстанцами-туагерами. В результате вооруженных столкновений малийская армия и вагнеровцы были вынуждены отступить с занимаемых позиций, а повстанцы-туагнеры сообщили о гибели 47 солдат правительственных войск и 84 бойцов "Вагнера".
Инцидент прокомментировал представитель ГУР Андрей Юсов, который заявил, что "повстанцы получили необходимую информацию, и не только информацию, которая позволила им провести успешную военную операцию против российских военных преступников".
Война в Мали: на чьей стороне Украина
После недвусмысленных намеков господина Юсова разгорелся скандал, в котором оказался замешан и посол Украины в Сенегале Юрий Пивоваров. Так украинский дипломат, как утверждает МИД Сенегала, разместил на своей странице в Facebook пост, в котором говорилось о "безоговорочной поддержке" повстанцев-туарегов, которые устроили засаду армии Мали и вагнеровцам. Впоследствии это сообщение было удалено, но посол все равно получил вызов в МИД Сенегала. Там ему напомнили "о строгих инструкциях, с которыми он должен был ознакомиться и соблюдать их, учитывая серьезность дипломатической миссии". Кроме того, в сенегальском дипломатическом ведомстве попутно отметили, что Дакар придерживается "конструктивного нейтралитета в российско-украинском конфликте".
С критикой в адрес Киева также выступили власти Буркина-Фасо, которые призвали Украину "осознать свою ответственность и прежде всего взять себя в руки".
Что же касается Мали, то дипломатические отношения с Украиной у этой страны были установлены еще в 1992 году. Впрочем, несмотря на 32 года их существования, между государствами не происходило официальных визитов и даже не было контактов на парламентском уровне. Кроме того, за "дипломатическую миссию" в Мали отвечало посольство Украины в Алжире.
Показательно, что Мали не просто разорвала дипотношения, но и призвала соседей остановить дестабилизацию, которая исходит "со стороны украинских посольств, расположенных в Сахеле, с террористами, замаскированными под дипломатов".
Несмотря на это, МИД Украины выразило сожаление из-за решения Мали и отметило, что в Бамако не провели "тщательного изучения фактов и обстоятельств инцидента на севере Мали, а также не предоставили никаких доказательств причастности Украины к этому событию".
При этом в Верховной Раде высказались куда менее дипломатично. В частности, глава комитета ВР по внешней политике и межпарламентскому сотрудничеству Александр Мережко отметил, что "серьезных последствий не будет" из-за разрыва дипломатических отношений.
"В Мали произошел военный переворот, который осудила ООН. Сейчас в этой стране находится военная хунта, которая в целом не пользуется уважением среди стран Африки и государств Глобального Юга", — заверил господин Мережко.
Между тем эксперты, с которыми пообщался Фокус, убеждены, что нынешний конфликт по линии Украина–Мали имеет более глубинный и глобальный контекст, чем может показаться на первый взгляд.
Война в Мали: Украина только начинает кампанию в Африке
В частности, политолог Виктор Небоженко в разговоре с Фокусом отмечает следующее: "Во-первых, следует отметить, что руководство Мали является нелегитимным — это власть военных, которая два года назад свергла законного президента. Уже только этот факт упрощает задачи для Украины. Во-вторых, как только закончится российско-украинская война, украинские военные будут работать в горячих точках мира. Соответствующее законодательство о частных военных компаниях у нас уже принято. Поэтому речь идет не столько о конфликте африканских стран с Украиной, сколько о том, что российские вагнеровцы и украинские ЧВК еще не один раз столкнутся на территории Африки".
Заметив, что Африка сейчас на 50% контролируется Ираном, Китаем и РФ через "Вагнер", эксперт добавил: "Сейчас в Африке конфликт разгорается от Судана и Мозамбика до Марокко. И Марокко, Франция и немного Украина подключились к этому конфликту в Мали там, где расположены российские вагнеровцы. Так что конфликт расползается. Поэтому не только Украина имеет отношение к ситуации в Мали, но и другие государства, которые на карте, скажем так, очень близки к Сахаре. Одним словом, все только начинается, в том смысле, что Украина и РФ будут вмешиваться в ситуацию, выступая на той или иной политической стороне, а чаще всего речь идет о конфликте местных властей с радикальной мусульманской оппозицией".
Учитывая сверхвысокий престиж украинских военных, Украине, убежден политолог, еще не раз придется принимать непосредственное участие в различных вооруженных конфликтах, в том числе на африканском континенте.
Почему власти Мали разорвали отношения с Украиной
Комментируя для Фокуса разрыв дипотношений между Мали и Украиной, эксперт Национального института стратегических исследований Иван Ус отметил: "На мой взгляд, в Мали был звоночек из России с тем, чтобы эта страна разорвала отношения с Киевом. Для России как раз во время визита Дмитрия Кулебы в Африку важно продемонстрировать свое влияние на континенте и показать Украине, что там ей нечего искать союзников".
Подчеркнув, что сейчас многие африканские правительства пользуются услугами "Вагнера", который не только в Украине признан террористической структурой, Иван Ус констатировал: "Поэтому, если Мали и вообще любая страна делает "Вагнер" составляющей собственной безопасности, она должна понимать, что враги вагнеровцев автоматически становятся ее врагом. Но в данном случае стоит говорить о более широкой географии конфликта. В частности, если мы посмотрим на карту Африки и найдем там Мали, то мы увидим, что соседней с Мали страной является Нигер, где недавно также был государственный переворот, в результате которого вместо профранцузских сил к власти пришли пророссийские".
Напомнив о том, что перед переворотом в Нигере соседняя Нигерия тоже "собиралась там что-то делать", политолог подчеркнул: "Существует идея построения большого нефтепровода из Нигерии в Алжир или Ливию, что даст прямой выход на Средиземное море, а затем — возможность экспортировать энергоресурсы, а также уран и литий, в Европу. Эта история интересна не только Франции, но и ее союзникам в западном мире. Поэтому, безусловно, то, что сейчас происходит в Африке — это борьба между Западом и Россией за регион Сахель".
Поскольку Украина в этой борьбе выступает на стороне Запада, то, констатирует Иван Ус, мы и увидели разрыв дипстотношений между Киевом и Мали.
"Хотел бы попутно напомнить, что еще в 2016 году бывший заместитель председателя Нацбанка Украины, профессор Александр Шаров написал аналитическую статью, которая называлась "Африканский вектор европейской интеграции Украины". В этой публикации, среди прочего, отмечалось, что именно через Африку Украина может войти в Евросоюз. И сейчас мы видим одну из составляющих этой ситуации, поскольку Украина фактически оказывается на защите интересов Франции и других западных стран в Африке. Очевидно, что в будущем это может очень заинтересовать наших партнеров и ускорить наше движение в ЕС".
Какие задачи в Африке выполняет Кулеба
Примечательно, что именно в то время, когда в отношениях Украины со странами региона Сахель разгорался дипломатический пожар, глава МИД Дмитрий Кулеба как раз отправился в четвертое за последние два года африканское турне, запланировав посещение государств Тропической Африки Малави и Замбии, а также островной страны Маврикий.
Как отметили в МИД, главная цель господина Кулебы — обсудить "участие африканских государств в глобальных усилиях восстановления справедливого мира для Украины".
Лояльности этих стран министр иностранных дел во время своего африканского турне, которое продлится до 8 августа включительно, намерен добиваться, расставляя акценты на том, что больше всего интересует каждую из них. В частности, в Малави дипломат решил сделать акцент на сельскохозяйственном сотрудничестве. В Замбии, которую на Западе считают витриной африканской демократии, Дмитрий Кулеба собрался сосредоточиться на развитии политического диалога. А в Маврикии — государстве с одной из самых развитых на континенте экономик — заняться привлечением инвестиций от местного бизнеса для восстановления Украины.
Следует заметить, что ранее главы МИД Украины не посещали эти страны. Наряду с тем Малави, Замбия и Маврикий входят в число 14 африканских стран, которые подписали коммюнике саммита мира, проходившего в середине июня в Швейцарии.