"Железки" месяца. Технические новинки февраля, которые нас удивили

Фото: NASA
Фото: NASA

Пчелы-астронавты, умные кровати и беспилотные субмарины. Фокус выбрал самые удивительные события, изобретения и ноу-хау мира техники за февраль

Космический мусорщик

Мусор на улице – неприятное зрелище, навевающее мысли о невысоком культурном уровне прохожих. Ведь на Земле фантики и бутылки не летают со скоростью примерно 28 тысяч км/ч. А на орбите нашей планеты летают, и здесь мусор – реальная угроза. На такой скорости даже крошечный кусочек краски способен повредить толстое стекло МКС, а более крупным объектам и спутник уничтожить по силам. Космические агентства по всему миру говорят, что проблему надо решать, но до дела пока так и не дошло.

Взять быка за рога, или хотя бы показать, как это можно сделать, решили члены международного коллектива проекта RemoveDEBRIS. Вдохновение они, очевидно, черпали у рыбаков, поскольку собрались очищать космическое пространство при помощи сетей и гарпунов. Как бы там ним было, но летом минувшего года экспериментальная система RemoveDEBRIS была доставлена на орбиту, после чего состоялись успешные испытания сети, а также системы идентификации фрагментов мусора. В феврале свою работоспособность доказал и гарпун. Спутник RemoveDEBRIS успешно поразил цель размером 10х10 см на расстоянии 1,5 метра и теперь ему остался последний тест – сгореть в земной атмосфере.

Само собой, куча космического хлама весом более 7,5 тысяч тонн с орбиты Земли не исчезла. Тем более что RemoveDEBRIS просто убрал мусор, который сам же и привез. Однако коллективу проекта удалось продемонстрировать, что их технология работает, и теперь в игру должны вступить другие силы, способные превратить ее в коммерческий продукт или целый бизнес.

Пчелка по имени Хьюстон

Кстати, об околоземном пространстве. На Международной космической станции ожидается пополнение экипажа. Позднее в этом году на борт взойдет маленькая робопчела. Даже три. Впрочем, с пчелой их роднит разве что черно-желтый окрас "тела", а в остальном это напичканные электроникой кубы, передвигающиеся при помощи пропеллеров.

Fullscreen

Astrobee - NASA

По замыслу создателей, Astrobee должен избавить астронавтов от рутинных обязанностей. Например, им не придется следить за тем, где лежат рабочие инструменты, или наблюдать за качеством воздухом и уровнем шума. Эти задачи боты смогут взять на себя. Кроме того, с прибытием Astrobee Хьюстон получит дополнительные глаза и уши на борту МКС. Впрочем, сотрудники техасского космического центра NASA смогут не только смотреть и слушать при помощи роботов, но и управлять ими.

Муравьиный навигатор

Сахара не из тех мест, где легко сориентироваться на местности. Но трудно представить более мощный стимул для изобретательности, чем угроза гибели. Взять хотя бы муравьев Cataglyphis fortis. Эти маленькие обитатели пустыни не могут полагаться на следовые феромоны, по которым их собратья обычно находят путь в муравейник. Поэтому они выработали другой способ навигации.

Чтобы не гибнуть на солнце (а произойти это может за считанные минуты), они научились определять направление движения по поляризованному солнечному свету, а также фиксировать пройденную дистанцию путем подсчета шагов и отслеживания скорости.

Fullscreen

AntBot - Julien Dupeyroux/ISM (CNRS/AMU)

Причем тут техника? Ответ прост: инженеры нередко черпают вдохновение в животном мире, и Cataglyphis fortis пополнили список муз. Французские исследователи позаимствовали навигационные навыки муравьев при создании робота AntBot. В ходе тестов их творение смогло пройти дистанцию в 14 метров и вернуться к начальной точке, ошибившись не более чем на 1 см.

Значение работы французских ученых выходит далеко за пределы сферы строительства насекомоподобных роботов. Создатели AntBot полагают, что созданная ими технология может пригодиться в создании автономных автомобилей, поскольку позволит компенсировать недостатки GPS.

"В городах множество металлических структур, которые вызывают возмущения магнитного поля, – говорит Жюльен Серре, один из разработчиков AntBot. – Мы полагаем, что добавление данного вида визуальных сенсоров поможет автопилотам получать более надежную информацию".

Правила кроватного движения

А пока ученые ломают голову над новыми видами навигации для автономных автомобилей, производители машин отвлекаются на более праздные задачи. По крайней мере, Ford. Американский автогигант смастерил кровать для пар, в которых один из партнеров во время сна стремится занять все спальное место.

На эту идею Ford натолкнула система, помогающая удерживать автомобиль в полосе движения. Правда, принцип работы автопроизводитель несколько изменил. Если система безопасности авто следит за дорожной разметкой при помощи камер, то "умная" кровать полагается на датчики давления. Если они фиксируют пересечение границы одним из спящих, активируется конвейерный механизм, и нарушитель возвращается на место.

Впрочем, прикидывать, как новинка Ford будет смотреться в спальне, пока рановато. Кровать ходит в прототипах и про серийное производство американский автогигант пока ничего не говорит.

Морская п'Orca

Возможно, роботы-убийцы никогда не выйдут на поля сражений, но факт остается фактом: вовлеченность человека в вооруженные столкновения будет становиться все меньше. Так, ВМС США решили, что подводные лодки вполне могут обойтись без старых добрых homo sapiens на борту. Они заказали компании Boeing четыре беспилотные сверхбольшие субмарины Orca.

Предполагается, что "касатки" (так переводится название подлодок) смогут решать самые разнообразные задачи, начиная с разведки и заканчивая противодействием другим подлодкам и надводным кораблям.

Fullscreen

Boeing Echo Voyager - Boeing

Пока ни одной Orca выпущено не было (их постройка должна быть завершена к 2022-му году), но в их основу ляжет уже существующая субмарина Echo Voyager, основные характеристики которой уже известны. Она насчитывает 15 метров в длину, может развивать скорость до 8 узлов и погружаться на глубину более 3000 метров. Субмарина способна работать в автономном режиме на протяжении месяцев, а запас хода у нее составляет 6500 морских миль (примерно 12 000 км). Кроме того, Echo Voyager может брать на борт грузы массой до 8 тонн.

Каким модификациям будет подвергнута "гражданская" субмарина, неизвестно, но ее армейские "сестры" могут совершить революцию в морских сражениях. По крайней мере, так считает специалист в сфере обороны и национальной безопасности Кайл Мизоками. По его словам, "недорогие" и "практически одноразовые" суда-дроны вроде Orca, "позволят заполнить пробелы на передовой или просто отправиться в места, слишком опасные для людей".