Дрессировщики от бога. Ученые обнаружили, что дикие слоны были приручены, но вовсе не людьми

слоны, слон
Фото: Paul Gilham/Getty Images | Молодые слоны имеют много общего с одомашненными видами

Новое международное исследование обнаружило, что некоторые черты этих величественных животных указывают на то, что они были кое-кем одомашнены.

Потребовались тысячи лет, чтобы животные, имевшие тесные отношения с волками, постепенно превратились в тех, кто сворачивается калачиком у нас на коленях, любит когда ему чешут пузо и едят корм трижды в день. Эти изменения собак не были просто поведенческими, они также предполагали и изменения в строении тела, например: более короткая морда, висячие уши, более выразительные лица, меньшее количество шерстки и более длительное младенчество, пишет Science Alert.

Теперь международная группа исследователей считает, что эти изменения характерны не только для собак, но и многих других животных, которые со временем были одомашнены человеком. Теперь исследователи уверят, что обнаружили подобные черты и в популяциях слонов, а значит кто-то и когда-то смог их приручить.

Не менее удивительно звучит и предложенная учеными теория, они предполагают, что слоны, вероятно, сами одомашнили себя. Отметим, что одомашнивание представляет собой процесс искусственного отбора представителей каждого поколения животных, а также растений, которые соответствуют лучшим критериям для жизни среди людей. И номером один в этом списке критериев значится "хорошее поведение".

Исследователи отмечают, что многие черты на самом деле могут быть выбраны непреднамеренно, однако некоторые гены все же идут рука об руку с генами послушного компаньона, придавая большинству животных менее стройный и угрожающий вид. Совокупность характеристик, которые присущи спокойным, милым и довольным животным также называют "синдромом одомашнивания", он увы не поможет выжить в дикой природе, однако точно станет плюсом в жизни с человеком.

В 2017 году антрополог из Университета Дьюка Брайан Хэйр пошел дальше и предположил, что концепция синдрома одомашнивания может также быть применена и к людям. Гипотеза самоодомашнивания человека предполагает, что наша эволюция двигалась от среднего к позднему палеолиту с предпочтением менее агрессивных и более просоциальных партнеров. В результате наша способность к общению постоянно находилась под давлением, что облегчило языковые навыки и, вероятно, повлияло на размер и форму черепа, что на самом деле мало чем отличается от того, что произошло с черепами наших питомцев.

Исследователи предполагают, что человек, видимо, может быть не единственным приматом, которому удалось одомашнить себя, отдав предпочтение более мирному, а не насильственному существованию. Ученые также полагают, что самоодомашнивание, возможно, также произошло и у нашего близкого родственника бонобо (Pan paniscus), так как у этого вида отсутствует агрессивное поведение, свойственное другому близкому родственнику — шимпанзе.

Теперь же исследователи полагают, что на арене появились два новых вида, которые также претендуют на звание примеров одомашнивания — речь идет об африканских и азиатских слонах.

В ходе исследования ученые собрали целый список сходств между людьми, бонобо и слонами, которые служат доказательством того, что они прошли процесс одомашнивания. А именно:

• изменения черепа — стал менее вытянутым, уменьшилось количество зубов, челюсти укоротились;
  • склонность к мирному общению, с примерами упреждающей, а не реактивной агрессии;
  • участие младенцев в социальных и несоциальных играх, которые способствуют социализации и установлению связей;
  • взрослые направляют и заботятся о потомстве, даже если не являются прямыми родственниками.

Исследователи также изучили сотни генов, которые, вероятно, участвуют в изменениях в эмбриональных тканях, и, как считается, частично ответственны за одомашнивание. Теперь они полагают, что им удалось обнаружить доказательства того, что именно эволюция подтолкнула минимум к нескольким десяткам таких последовательностей у слонов.

Ученые отмечают, что пока это предположение остается лишь теорией, однако если им удастся найти более весомые доказательства, возможно, в дальнейшем они обнаружат другие виды животных, которые также претерпели процесс самоодомашнивания.

Ранее Фокус писал о том, что ученые случайным образом выяснили особенности слонов.