Болезнь Лайма смогут вылечить: защита агрессивной бактерии может стать ее "ахиллесовой пятой"

вредитель, насекомое
Фото: Unsplash | Бактерия обладает своеобразной защитной оболочкой из специальных белков, поэтому иммунной системе труднее ее обнаружить

Болезнь, гениальным образом вводящая иммунную систему в заблуждение долгое время, похоже, хранила подсказку самого эффективного лечения прямо под носом у ученых.

Клещи, как нам известно, являются природными вампирами. Но вместо того, чтобы превратить вас в ночное существо, подобно популярным фильмам, эти маленькие вредители скрывают в себе бактерию Borrelia burgdorferi, которая заражает укушенных людей печально известной болезнью Лайма. Но именно эта агрессивная и скрытная бактерия может таить в себе ключ к победе над болезнью, пишет Inverse.

Эта бактерия очень необычна и удивительно хорошо умеет играть в прятки с защитной системой нашего организма. Подумайте о том, что наша иммунная система похожа на охранника. Обычно, когда такие захватчики, как бактерии, пытаются устроить хаос, наша иммунная система быстро обнаруживает их и избавляется от них. Но Borrelia burgdorferi обладает своеобразной защитной оболочкой из специальных белков, благодаря чему иммунной системе труднее ее обнаружить.

Но новое исследование позволило обнаружить интересную особенность этой бактерии. Оказалось, что самые опасные штаммы этой бактерии, особенно те, которые вызывают широко распространенную болезнь Лайма, имеют еще более толстую оболочку из этих защитных белков. Понимание генетики этих штаммов может стать ключом к совершенствованию методов лечения и профилактики самой болезни Лайма.

Итак, болезнь Лайма не является универсальным заболеванием. Если укус клеща остался незамеченным и не был немедленно обработан, бактерии могут распространиться на другие части тела, что приводит к более серьезной форме, называемой диссеминированной болезнью Лайма. Это может быть проблематично, так как укус клеща часто бывает трудно заметить, и не у всех появляется характерная сыпь в виде "бычьего глаза", которая обычно ассоциируется с этим заболеванием.

Интересно, что в нашем организме есть встроенная система борьбы с этими бактериями, называемая системой комплемента. Но Borrelia burgdorferi, обладая особыми белками, способна вывести из строя эту защиту.

Джейкоб Лемье, один из ведущих авторов этого исследования, пояснил, что некоторые штаммы бактерий оснащены лучше, чем другие. Более того, они настолько хорошо укреплены, что могут легко противостоять защитным механизмам нашего организма, что делает их еще более опасными.

И вот тут-то все и становится интересным. Данное исследование проливает свет на генетический состав бактерий, вызывающих болезнь Лайма. Некоторые из этих штаммов похожи на танки, хорошо бронированные, и их трудно остановить. Интересно, что в некоторых регионах, например, на северо-востоке США, наблюдается повышенное присутствие этих суперштаммов, что, возможно, объясняет, почему там могут быть более тяжелые случаи.

Но, как и во всех других случаях, это лишь одна часть головоломки. Хотя эти белковые оболочки и затрудняют обнаружение бактерий, они могут быть не единственной причиной того, что некоторые штаммы более опасны, чем другие. Однако понимание этого может проложить путь к созданию более эффективных вакцин против болезни Лайма.

Одним словом, клещи могут быть маленькими назойливыми вампирами, но наука всегда находится в движении, пытаясь разгадать тайны, которые они приносят с собой. И по мере того как мы все больше понимаем генетику болезни Лайма, мы приближаемся к более эффективным способам ее лечения и профилактики.

Ранее Фокус писал о том, насколько опасна болезнь Лайма. Несмотря на редкость этого заболевания, его последствия могут быть разрушительными.

Также Фокус писал о влиянии резкого изменения климата на клещей. Исследование принесло тревожные новости о стойкости клещей, печально известных виновников распространения болезни Лайма и многих других опасных заболеваний.