Ученые случайно зомбировали мышей: они превратили их нейроны в "живых мертвецов"

лаборатория, ученые
Фото: Getty Images | Эта непреднамеренная зомбификация показала хрупкий баланс и сложную взаимосвязь, необходимые нашему мозгу для работы

Изучая самые базовые принципы нашего движения, ученые непреднамеренно ввели в мозг мышам вещество, которое изолировало их нейроны, заставив их бесцельно проявлять подобие былой активности.

Related video

В ходе исследования, посвященного изучению процесса обучения мышей, ученые внезапно наткнулись на так называемые "зомби-нейроны". Это нейроны, которые технически живы, кипят активной жизнью, но, как ни странно, перестали общаться со своими соседями. Эта необычная находка была сделана группой исследователей из Португалии, изучавших способности к обучению мозжечка — области мозга, которая подобна маэстро нашего двигательного аппарата, точно направляя нас при выполнении повседневных физических задач, пишет ScienceAlert.

У Фокус.Технологии появился свой Telegram-канал. Подписывайтесь, чтобы не пропускать самые свежие и увлекательные новости из мира науки!

В центре поисков ученых оказалось умение мозжечка улавливать сигналы из окружающей среды, помогая нам уклоняться от препятствий или хватать предметы, не создавая при этом беспорядка. Он отлично учится на ошибках, чтобы сделать наши движения более плавными и точными. Чтобы выяснить, как происходит это обучение, исследователи прибегли к методу оптогенетики, в котором для управления клетками используется свет, а мышам предлагаются обучающие упражнения. В ходе эксперимента они обнаружили, что активации определенного набора входов в мозжечок, известных как "лазающие волокна", было достаточно, чтобы научить мышей моргать при одном только виде визуальной подсказки, без какого-либо светового стимула, что говорило о ключевой роли этих волокон в обучении.

Однако авторов исследования ждала неожиданность, когда они заметили, что некоторые из этих нейронов превратились в так называемые "нейроны-зомби" после введения светочувствительного белка, который помогал им в эксперименте. Эти нейроны были живы, они проявляли активность, но их сообщения не доходили до остальной части мозга, что, по сути, отключало цепь обучения мышей. Эта непреднамеренная зомбификация показала хрупкий баланс и сложную взаимосвязь, необходимые нашему мозгу для обучения, адаптации и даже базового функционирования.

Это случайное открытие не только помогло ученым понять процессы обучения в мозжечке, но и показало более широкие, универсальные механизмы обучения и адаптации в мозге, а также то, как просто она может нарушится, превратившись в замкнутую оболочку. Учитывая поразительное сходство между мозгом мыши и человека, эти открытия вполне могут быть применимы и к нам. Сейчас исследователи пытаются разгадать тайну этих "зомби-нейронов" и то, как этот феномен влияет на другие процессы обучения в мозжечке, прокладывая путь к новым открытиям и созданию новых препаратов для лечения различных болезней.

Ранее Фокус писал о том, что ученые научились генерировать новые нейроны в мозге с помощью стволовых клеток. Обнаружив важность клеточного метаболизма в нейрогенезе, исследователи смогли увеличить количество нейронов в мозге взрослых и пожилых мышей.

Также Фокус писал о том, что ученые обнаружили в нашем мозге математические нейроны. В исследованиях ученых принимали участие девять добровольцев. Благодаря изученному материалу удалось прийти к выводу — в мозгу человека существуют нейроны, активирующиеся во время определенных математических операций.

Этот материал носит исключительно информационный характер и не содержит советов, которые могут повлиять на ваше здоровье. Если вы испытываете проблемы, обратитесь к специалисту.