Мыслят даже камни и песок: ученые изучают новую теорию о происхождении сознания

сознание, рука, молния
Фото: pixabay.com | В последнее десятилетие в научном сообществе получил распространение инновационный подход "резонансная теория сознания"

Необычный взгляд на загадочное понятие сознания с точки зрения физики выдвинули ученые. Они предположили, что его источником является вибрация, которой обладают и неодушевленные предметы.

Загадка о том, как наш разум связан с материальным миром, известная как "проблема разума и тела", озадачивала философов и ученых на протяжении тысячелетий. Недавно эта дилемма была переосмыслена как "трудная проблема" сознания — термин, популяризированный философом Дэвидом Чалмерсом в середине 90-х годов. Чалмерс утверждал, что понять активность мозга на физическом уровне значительно проще, чем разгадать тайны того, как сознание возникает из его материи. Ученые решили попытаться разобраться в этом сложном и важном вопросе, пишет PsyPost.

В последнее десятилетие в научном сообществе получил распространение инновационный подход под названием "резонансная теория сознания", разработанный профессором психологии Калифорнийского университета в Санта-Барбаре Джонатаном Скулером и его коллегами. Они утверждают, что вся материя, от электронов до мозга, по своей природе вибрирует на разных частотах. Этот резонанс, или синхронизированная вибрация, может стать ключом к пониманию не только человеческого сознания, но и сознания животных, а возможно, и всей физической реальности.

Солнце и все остальное во Вселенной обладает сознанием: что говорит необычная теория

Теория основывается на концепции, согласно которой при контакте различных вибрирующих объектов они часто начинают колебаться в унисон. Это явление, известное как спонтанная самоорганизация, наблюдалось в различных природных системах, от синхронизации светлячков до постоянного поворота Луны к Земле. Ученые, среди которых был немецкий нейрофизиолог Паскаль Фриз, обнаружили подобную синхронизацию в человеческом мозге, где нейроны, работающие с одинаковой частотой, могут приводить к различным состояниям сознания.

Команда Скулера предполагает, что сознание может быть фундаментальным свойством материи, и эта идея поддерживается философской позицией панпсихизма. Согласно этой точке зрения, вся материя обладает той или иной степенью сознания, а более сложные взаимодействия приводят к более высоким формам осознанного опыта. В своем исследовании они утверждают, что биологические организмы с их быстрыми и плотными сетями биоэлектрических и биохимических сигналов обладают более богатой и мощной формой сознания по сравнению с небиологическими структурами, такими как камни или песок.

Теория резонанса не только пытается преодолеть разрыв между нейронаукой и философией сознания, но и предлагает целостный взгляд на нашу Вселенную как на фундаментально взаимосвязанную систему. Она предполагает, что эволюция и проявление сознания могут быть естественным результатом базовой вибрационной природы самого существования, что само по себе может открыть целый новый пласт для исследований.

Ранее Фокус писал о том, что ученые опровергают мнение о способности растений ощущать боль. Они обладают замечательной защитной системой, которая реагирует на повреждения, нанесенные хищниками, такими как гусеницы.