Болезнь Альцгеймера оказалась генетическим заболеванием: ученые обнаружили новый ген

нейроны, мозг
Фото: Getty | Исследователи признают необходимость проведения более широких исследований с привлечением различных групп населенияфуквуаій

В связи с открытием гена, который фактически гарантирует развитие болезни, ученые предложили пересмотреть само ее понятие. Однако у нового исследования нашлись и свои критики.

В недавнем исследовании, опубликованном в журнале Nature Medicine, ученые заявили, что люди с двумя копиями гена APOE4, известные как гомозиготы, могут страдать уникальной генетической формой болезни Альцгеймера. Их научная работа предполагает, что у таких людей почти наверняка разовьется болезнь Альцгеймера, если они проживут достаточно долго, причем симптомы появятся раньше, чем у тех, кто не имеет этого гена. Таким образом, ученые по сути обнаружили почти 100% передающуюся по наследству версию разрушительного заболевания, пишет AsiaOne.

Авторы исследования утверждают, что наличие двух генов APOE4 может изменить представление о болезни Альцгеймера, переведя ее из фактора риска в отдельную генетическую форму заболевания. Они подчеркивают, что почти у всех гомозигот к 65 годам проявляются значительные биологические маркеры болезни Альцгеймера, включая аномальные уровни белка бета-амилоида в спинномозговой жидкости и положительные результаты сканирования мозга на наличие амилоидных бляшек. Эта закономерность позволяет предположить, что у гомозигот APOE4 биологические и клинические изменения, связанные с болезнью Альцгеймера, развиваются в предсказуемой последовательности, что соответствует критериям классификации как генетического заболевания.

Подавили болезнь Альцгеймера: ученые использовали стволовые клетки против заболевания

Однако не все эксперты согласны с такой реклассификацией. Профессор Дэвид Кертис из Института генетики Калифорнийского университета по-прежнему настроен скептически, полагая, что процессы, лежащие в основе заболевания, схожи вне зависимости от количества генов APOE4. Он подчеркивает, что для обоснования утверждений об отдельной генетической категории в рамках болезни Альцгеймера необходимо больше доказательств.

Однако эта новая классификация может существенно повлиять на подход к лечению и будущим исследованиям. Например, препарат Leqembi, направленный на выведение амилоида из мозга, оказывает различное воздействие на пациентов с геном APOE4, иногда вызывая серьезные побочные эффекты, такие как отек мозга. Понимание этих генетических особенностей может улучшить методы применения этого и других препаратов, особенно в отношении сроков и отбора пациентов для клинических испытаний.

Дальнейшие результаты этого исследования могут повлиять на то, как проводится оценка рисков, как разрабатываются клинические испытания и, в конечном счете, как разрабатываются методы лечения самой болезни Альцгеймера. Исследователи, в том числе доктор Райза Сперлинг из Mass General Brigham, выступают за раннее включение гомозигот APOE4 в профилактические испытания, чтобы устранить симптомы до их серьезного проявления.

Несмотря на потенциал исследования, оно имеет ряд ограничений, в частности, оно было сосредоточено на людях европейского происхождения. Исследователи признают необходимость проведения более широких исследований с привлечением различных групп населения, тем более что ген APOE4, по-видимому, обусловливает более низкий риск развития болезни Альцгеймера у лиц определенного происхождения. По мере того как научное сообщество продолжает изучать эту возможную генетическую форму болезни Альцгеймера, подобная реклассификация этого заболевания может перевернуть с ног на голову всю эту область.

Ранее Фокус писал о новом препарате от болезни Альцгеймера, который показал небывалый результат. Лекарство демонстрировало впечатляющую способность замедлять прогрессирование заболевания, но не обошлось и без очень серьезных побочных эффектов.

Также Фокус писал о том, что бороться с болезнью Альцгеймера можно с помощью еды. Как показало исследование, значительно улучшить состояние человека с болезнью Альцгеймера можно, если изменить подход к приему пищи.