Изучили сложнейший объект во Вселенной: ученые создали точнейшую карту участка мозга

орган, мысли, нейроны
Фото: Live Science | Этот научный прорыв стал результатом почти десятилетней работы множества ученых

Наш мозг по праву считается невероятно сложным и таинственным органом, который все еще пытаются подробно изучить. Теперь ученые получили карту высочайшего расширения одного из его фрагментов.

Мизерный фрагмент ткани человеческого мозга, размером едва ли в половину рисового зернышка, может показаться на первый взгляд незначительным. Однако внутри этого крошечного объема скрывается сложная сеть из 57 000 клеток, 230 миллиметров кровеносных сосудов и 150 миллионов синапсов, хранящих в общей сложности 1 400 терабайт информации. Благодаря сотрудничеству ученых Гарварда и Google этот удивительный микромир был недавно раскрыт в беспрецедентных деталях, что позволило увидеть сложную схему человеческого мозга с разрешением, которое никогда ранее не было доступно, пишет News Medical.

Проект, возглавляемый Джеффом Лихтманом из Гарварда, который является профессором молекулярной и клеточной биологии, знаменует собой значительный прогресс человечества в исследованиях сложнейшего в известной Вселенной органа — нашего мозга. В сотрудничестве с компанией Google команда успешно провела 3D-картографирование участка его височной коры, создав самую подробнейшую на сегодняшний день реконструкцию синапсов с высочайшим разрешением. Этот научный прорыв стал результатом почти десятилетней работы, объединившей опыт Лихтмана в области электронной микроскопии изображений и сложные алгоритмы искусственного интеллекта Google.

Самый упрямый орган. Ученые рассказали, сколько работает мозг после остановки сердца

Понимание и картографирование проводки мозга в таком подробном масштабе — не малый подвиг. Термин "коннектомика", сродни геномике, относится к комплексному картированию нейронных связей нашего центра принятия решений. Цель исследования — создать карту нейронных цепей мозга мыши с высоким разрешением в рамках текущей работы, поддерживаемой Инициативой BRAIN Национального института здоровья. Масштабы этого проекта примерно в 1000 раз превышают и без того огромный массив данных, полученных из одного крошечного образца человеческого мозга.

Последствия этого исследования выходят далеко за рамки обычной визуализации и научного любопытства. Составляя карту сложных структур и связей мозга, ученые приближаются к разгадке тайн его функционирования и генезиса неврологических заболеваний. Как отметил сотрудник Google Research Вирен Джайн, обширные ресурсы, вложенные в этот проект, направлены на обогащение более широкого научного сообщества, позволяя другим использовать эти данные для дальнейших открытий, которые могут быть связаны с поиском методов лечения серьезных когнитивных заболеваний, подобных болезни Альцгеймера.

Для всех людей, кто заинтригован скрытыми сложностями мозга или страдает неврологическими заболеваниями, эти данные открывают путь к потенциально преобразующим открытиям и дают надежду на будущее, где человечество сможет победить самые разрушительные болезни, ранее считавшиеся неизлечимыми.

Ранее Фокус писал о том, действительно ли человеческий мозг созревает к 25 годам. Изучив последние исследования, ученые решили опровергнуть предвзятые мнения.

Также Фокус писал о том, что форма нашего мозга отвечает за наши мысли, эмоции и даже поведение. Недавнее исследование показало, что физическая форма мозга может иметь большее значение, чем его сложная сеть связей и, возможно, мы неправильно понимаем его устройство.