Эволюционировали, чтобы вымереть: ученые узнали правду о развитии саблезубости

зубы, череп, развитие, эволюция, саблевидные, саблезубы, тигр, особенность, исследование, ученые, челюсти, клыки
Фото: Narimane Chatar / University of Liège

Может показаться, что саблезубые тигры были опасными хищниками, обреченными на доминирование из-за своих клыков. Но именно эта особенность, вероятно, стала той причиной, по которой этот вид полностью исчез.

Длинные, изогнутые саблевидные зубы появлялись у разных животных на протяжении миллионов лет, от нимравидов, что вымерли около 23 миллионов лет назад, до саблезубых тигров, которые исчезли около 10 000 лет назад. Однако такая особенность появлялась, исчезала, а затем снова появлялась с течением времени, что вызвало вопросы ученых, пишет Discover.

Нариман Чатар, исследовательница из Льежского университета, возглавляла команду, которая изучила 99 челюстных костей и 91 череп из разных временных периодов и местонахождений. Они использовали трехмерные сканеры, чтобы изучить, как эволюционировали формы этих черепов и зубов. Такой детальный подход позволил сделать несколько выводов.

Ранее ученые считали, что саблевидные зубы эволюционировали независимо у разных видов с течением времени — процесс под названием "конвергентная эволюция". Однако исследование Чатар свидетельствует о том, что эволюция этих зубов была постепенной и непрерывной.

Одним из самых удивительных открытий стало то, что изменения форм черепа происходили более постепенно, чем считалось ранее. Вместо резких сдвигов в типах зубов, происходили едва заметные изменения в формах черепа.

Это означает, что предыдущие классификации этих древних хищников переоценивали различия в формах зубов. Некоторые виды классифицировали на основе формы зубов как саблевидных или конических. Исследование Чатар предполагает, что эти классификации, возможно, упрощали реальность, поскольку форма черепа в целом дает лучшее понимание их эволюции.

Еще одним интересным открытием стало то, что саблезубые виды демонстрировали более резкие изменения в форме черепа и челюстей в начале своей эволюционной истории по сравнению с видами с короткими клыками. Эти быстрые изменения, похоже, стали "рецептом" эволюции саблезубых хищников.

Однако эта специализация могла также стать причиной их гибели. Ученые предполагают, что именно те особенности, которые сделали этих животных уникальными — такие как саблезубые зубы — могли сделать их более уязвимыми к вымиранию.

Эта концепция, известная как макроэволюционный храповик, предполагает, что по мере эволюции эти животные теряли свои ранние, более обобщенные черты и становились узкоспециализированными. Эта специализация, хотя изначально и была полезной, в конце концов сделала их менее приспособленными и более склонными к вымиранию.

Жемчужина в мире динозавров: кожа доисторического существа дала ответы, как древние хищники оперились

Как отметили ученые, понимание постепенных изменений в формах черепа, а не только сосредоточение на формах зубов, может дать нам лучшее представление о том, как развивались эти животные.

Ранее Фокус писал о том, что ученые нашли важное отличие между нами и неандертальцами. Оказалось, что в отличие от нас, они не понимали метафор.

Также мы рассказывали о том, как именно динозавры стали теплокровными. Ученые смогли определить, когда это произошло.